Глава Республики Чувашия Олег Николаев поддерживает на своей территории ковид-демократию. Фото с сайта www.glava.cap.ru
Спустя неделю после отправки на обсуждения в субъекты РФ правительственных законопроектов о введении QR-кодов какой-то законодательной дискуссии не видно. Молчание федерального Центра объективно понятно, а реакцию регионов, видимо, надо смотреть по их действиям на земле. Например, возникли два полюса – Татарстан и Чувашия. Первый вводит самые жесткие повсеместные ограничения, во второй – обсуждается референдум о полном запрете QR-кодов. Скорее всего оба эти процесса модерируются Кремлем с целью выявить диапазон общественного мнения. Эксперты по-прежнему сомневаются, что лидер страны возьмет на себя единоличную ответственность за поражение граждан в их конституционных правах. Однако столь же сомнителен и противоположный исход – полный отказ от QR-кодов в преддверии неизбежной весенней волны коронавируса.
На сайте Госдумы пока нет никаких следов законотворческой активности регионов. На карточках правительственных инициатив даже не открыта рубрика, где размещаются отзывы субъектов РФ. С одной стороны, рассылка проектов на месячное изучение только что состоялась, а значит, делать какие-то выводы, возможно, рано. С другой стороны, весь тот ажиотаж, который сопровождал законы о QR-кодах, вроде бы должен был способствовать появлению на них достаточно оперативной реакции.
Однако обсуждение в регионах все-таки идет, но оно проявляется не в виде замечаний, которые оформляют на бумаге депутаты заксобраний. Хорошо заметна поляризация низовых властей, которая до сих пор имеет размытый спектр, хотя края ее уже определились. На одном из них находится Татарстан. Там, похоже, решено реализовать самый жесткий сценарий. Со следующей недели ездить на общественном транспорте смогут только те граждане, которые прошли вакцинацию против коронавируса, недавно переболели или получили медотвод от прививки. По постановлению кабинета министров республики им нужно будет предъявлять QR-код, действующий полгода.
На другом полюсе оказалась Чувашия. Напомним, что ранее глава республики Олег Николаев публично размышлял, а не стоит ли давать QR-код и тем, кто обладает определенным уровнем антител в своем организме. И вот теперь избирком Чувашии уже зарегистрировал инициативную группу по проведению референдума о невозможности QR-кодов. Ходатайство инициативной группы после утверждения направлено в республиканский Госсовет, который должен утвердить его или отвергнуть. Гражданам предлагается задать такой вопрос: «Согласны ли вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами QR-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?».
Как известно, обычно горячие инициативы референдумов зарубаются именно на уровне избиркомов, поскольку депутатам крайне неудобно принимать непопулярные решения. Но тут процесс, похоже, может оказаться противоположным. Это не слишком удивительно с учетом новостей, приходящих из регионов: это одновременно сообщения и о смягчении тех или иных ограничений во многих субъектах РФ, и о нарастающих протестах. Где-то выступления все так же стихийны, где-то над ними поднимаются те или иные партийные флаги. И возникает впечатление, что федеральный Центр таким образом проводит некий большой соцопрос, который должен дать ему понимание, как действовать дальше. По мнению экспертов, опрошенных «НГ», отказа от законов правительства это не предполагает, но сами QR-коды могут в итоге обрести более конструктивное информационное сопровождение.
Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что «Кремль модерируют все процессы, и реакцию общества, замер идет и в соцсетях, и с помощью соцопросов – власть увидела, что на тему QR-кодов реакция у общества по-прежнему ожоговая». При этом деполитизация общества привела к тому, что даже люди провластные вливаются в протесты. По его мнению, в дальнейшем возможны два сценария развития событий. В первом власть действует проверенным методом: успокоить общество, а потом к новому году принять закон, организовав при этом попутно разовую выплату, чтобы притушить недовольство. Второй сценарий – тема тихо сходит на нет, перетекает в вялотекущий режим, а по сути – в ведение регионов, где люди будут высказывать недовольство уже местными властями, а не федеральными.
Член бюро «Яблока» Григорий Гришин согласен, что «все политически значимые и болезненные темы модерируются в информационной повестке администрацией президента». То есть Кремль в полной мере управляет ситуацией, в том числе и ограничениями по борьбе с вирусом, но проблема для власти в том, что закон может иметь непредсказуемые последствия, которые трудно будет потом ликвидировать. Ведь речь идет о конституционных правах граждан, причем не абстрактных вроде выборных, а самых что ни на есть близких к телу. При этом он уверен, что закон будет реализован по схеме, когда введение ограничительных мер было отдано на откуп регионам. «Власти стало очевидно: невозможно убедить тех, кто этими мерами недоволен. Обычная пропагандистская кампания здесь не годится, потому что рушится тот договор, который был составлен в начале 2000-х – власть занимается своими делами, а люди – своими. Кремль прекрасно понимает, что сейчас недовольство подавлено и уходит внутрь, но если выплеснуть эту тему и на нее давить, то раздражение и протест вполне может выйти на высокий внешний уровень», – подчеркнул Гришин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил, что это известный способ управления: «создай проблему – реши проблему». «Либо законопроект выйдет в «разбавленном» виде, либо его просто сольют. Первое кажется более вероятным, но все зависит от дальнейшего развития эпидемиологической ситуации и хода прививочной кампании. Задача стояла подстегнуть эту кампанию и быть готовыми к жестким мерам, если заболеваемость и смертность продолжат расти. Все это делается с оглядкой на опыт других стран, но в глазах населения власти хочется выглядеть не такой жесткой, как в отдельных считавшихся ранее либеральных странах Европы», – заметил эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также не сомневается, что все процессы модерируются Кремлем: «Вполне понятно желание притушить обсуждения этой темы. Во-первых, здесь власть сталкивается со «своими» разного рода. И бюджетники-лоялисты не пойдут так рьяно защищать власть, как та категория граждан, которая считает, что нельзя либеральничать. Во-вторых, антиваксеры совмещают в своих аргументах сильнейшую апелляцию к эмоциям и комментарии отдельных научных специалистов – и, как любое угнетаемое меньшинство, апеллируют к важности свободы. Поэтому власть поняла, что переспорить их невозможно, а значит, не стоит и пытаться. Эксперт уверен, что так или иначе закон будет принят, а смягчен и проработан он может быть в технических моментах. И цель взятой паузы не стимулировать дискуссию, а выступить уже с готовыми механизмами без чрезвычайщины по времени принятия.
комментарии(0)