Полиция старалась не допускать политизации обстановки вокруг Верховного суда. Фото Reuters
Верховный суд (ВС) 14 декабря не стал ликвидировать Международный Мемориал (в РФ признан НКО-иноагентом). Содержание девяти томов дела было оглашено, но прения сторон перенесены на 28-е число. Показательным стал такой жест судьи: по ходатайству защиты к материалам приобщена флешка с более чем сотней тысяч подписей в поддержку правозащитников. Похоже, что есть намерение как минимум соблюсти максимум формальностей перед тем, как вынести предопределенное решение.
Снаружи здания ВС ситуация напоминала аналогичные политические процессы: толпятся сторонники и журналисты, полиция периодически задерживает возникающих в разных местах пикетчиков. Однако внутри суда, похоже, все-таки поддерживалась атмосфера состязательности сторон.
Хотя защите «Мемориала», судя по всему, не удалось продвинуть самые ключевые свои ходатайства, часть менее важных все-таки была удовлетворена. Например, к делу были приобщены подписи в поддержку правозащитников, которые, правда, не имеют процессуального значения. Но безрезультатной стала попытка добиться от обвинения разъяснений, почему одним структурам «Мемориала» разрешалось не маркировать каждую публикацию, а другим это ставится в вину.
А от переноса прений на две недели вперед – на 28 декабря сложилось впечатление, что суду явно что-то мешает или, наоборот, кто-то не помогает. Например, с ясностью в том, какое политическое решение принято на самом верху, скажем, по итогам встречи президента со своим Советом по правам человека 9 декабря. Тогда глава государства продемонстрировал, что он в курсе неприятных для «Мемориала» подробностей его противозаконных деяний. Например, тех, которые привели к появлению в списке жертв репрессий лиц, осужденных за нацистские преступления. И хотя, как выяснилось накануне, этот список давно исправлен, в папке для президента этого уточнения не оказалось.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что решение по делу «Мемориала» могут откладывать по разным причинам: «Во-первых, может, еще нет окончательного решения сверху. Во-вторых, эту тему могут затронуть на большой пресс-конференции президента. Хотя этот вопрос может и вовсе не прозвучать, но если прозвучит, то ему можно будет сказать, что пока идет суд, комментировать рано». При этом он пояснил, что перенос дела под самый Новый год – это не очень хорошая примета: если суд теоретически может вынести решение 29–30 декабря, когда люди уже заняты праздником, то скорее всего это означает, что такое решение будет негативным. «И наконец, есть следующее соображение: власти важно провести образцово-показательный процесс. Суд показывает, что внимателен к аргументам сторон, чтобы и у защиты было меньше возможностей протестовать по формальным основаниям, и всегда можно сослаться на то, что у нас все равны перед законом, и вообще решение юридически обосновано», – заметил Макаркин. По его мнению, ликвидация «Мемориала», по сути, предрешена: «Хотя после нобелевской речи Дмитрия Муратова ситуация получила международный резонанс, мнение международного сообщества уже не очень интересует Кремль. А внутри страны большинство эта тема не интересует, люди к судьбе данной организации равнодушны. Те же, кто против ее ликвидации, – это не электорат Путина, а значит, по мнению власти, на их мнение не стоит обращать внимание». Как заметил эксперт, «встреча СПЧ с президентом ничего особо не прояснила, поэтому однозначно интерпретировать ее сигналы невозможно».
комментарии(0)