0
3783
Газета Политика Интернет-версия

02.02.2022 20:36:00

Единороссы стремятся в народные депутаты

Отказ от партсписков потребует жесткого администрирования выборов по округам

Тэги: муниципальная реформа, избирательная система, регионы, выборы, департизация, партийные списки, ер, оппозиция


муниципальная реформа, избирательная система, регионы, выборы, департизация, партийные списки, ер, оппозиция Омские единороссы не сомневаются, что горожане поддержат департизацию выборов. Фото с сайта www.omskgorsovet.ru

Предстоящая муниципальная реформа становится поводом для изменения избирательной системы. Регионы один за другим подхватывают тренд на департизацию, чтобы депутаты, мол, стали по-настоящему народными. Вот и горсовет Омска 2 февраля принял решение об отмене партсписков. Но правовые процедуры будут долгими – например, перекройка одномандатных округов завершится к началу кампании. То есть «Единая Россия» сама создает себе трудности, а оппозиции работу облегчает. Нивелировать усиление турбулентности предстоит расширением и ужесточением админресурса.

Омским депутатам перевыборы предстоят 11 сентября этого года, и с корректировкой законодательного поля они вынуждены торопиться. Однако, как выяснилось в ходе заседания 2 февраля, есть множество процедурных моментов, на которые уйдет немало времени.

Например, издание «Новый Омск» цитирует такое высказывание спикера горсовета и единоросса Владимира Корбута: «Если мы сегодня примем проект к рассмотрению, на 9 марта назначаем публичные слушания. Потом рабочая группа рассматривает решение по итогам слушаний, и 25 марта мы выносим вопрос на горсовет для принятия в первом и втором чтении. Затем в течение месяца Министерство юстиции должно зарегистрировать данный нормативно-правовой акт. После этого избирательная комиссия в течение месяца подготовит перечень новых округов. 15 мая примем решение об утверждении границ 40 одномандатных округов».

То есть получается, что новые границы округов, которых теперь должно быть 40 вместо прежних 20, будут установлены непосредственно перед стартом кампании. Она откроется примерно в середине июня – и это означает, что тем же единороссам придется осваиваться в своих перекроенных электоральных вотчинах уже по ходу выборов. Как следует из публикаций в местных СМИ, многие низовые представители партии власти – и, конечно, не только в Омске – без особой радости соглашаются с перспективой аврала, но вынуждены подчиниться этому, очевидно, жесткому указанию сверху. Кстати, и прочие партии, которые могут вообще потерять шансы получить своих депутатов, соглашаются на сплошные округа. Это еще одно косвенное доказательство вмешательства федерального Центра.

К примеру, указывает издание tayga.info, в пояснительной записке к законопроекту о департизации, который был представлен только что назначенным мэром Омска Сергеем Шелестом (ЕР), на самом деле нет ни пояснений, ни тем более обоснований необходимости ликвидировать смешанную систему выборов. В этом документе есть лишь ссылка на то, что такую возможность муниципальным властям предоставляет федеральный закон. И действительно, и ныне действующая система местного самоуправления, и тем более будущая, которую Госдума пока обсуждает, представляют низовым властям право отменять партсписки. Заметим, что именно право, а не обязанность, но в России давно заведено, что этим фиговым листком маскируются исключительно команды от федерального Центра. По типу того, что и непрямые выборы мэров – это тоже не более чем одна из опций наряду с прямым их избранием, но последнего почему-то уже почти нигде и не осталось.

Напомним, что в ходе единого дня голосования 2022 года будет всего-то шесть выборов депутатов заксобраний, но зато депутатов региональных столиц планируется переизбрать в 11 субъектах РФ. Большей части из них департизация еще предстоит, хотя Омск, конечно, вовсе не является пионером. Скажем, Псковская гордума уже полностью мажоритарная, в некоторых других городах процессы тоже начались. Аргументы в пользу таких решений также имеют явно один первоисточник, а сводятся они к элементарному популизму: дескать, депутаты должны быть по-настоящему народными, а стало быть, идти непосредственно к людям, избираться ими напрямую и нести серьезную ответственность, если избиратели в них разочаруются. Этот довод, понятное дело, в ходе свободной дискуссии можно было бы разбить быстро – к примеру, спросив, кто же мешал и партсписочным депутатам той же ЕР ближе общаться с народом. Однако свободной дискуссии на эту тему нет, скажем, оппозиция в Омске уже сейчас не сомневается в исходе публичных слушаний, которые, очевидно, одобрят поправки в городской устав.

Стоит отметить, что еще в первой половине прошлого года многие эксперты предупреждали власть и ЕР об опасности сплошной мажоритаризации выборов в связи, например, с «умным голосованием», да и вообще трудностями контроля за множеством компаний одновременно. Однако после перехода почти всех регионов в категорию электоральных султанатов критических высказываний в отношении мажоритаризации стало меньше. И тем не менее, видимо, следует привести здесь одно из достаточно актуальных соображений. Увеличение числа округов означает, что уменьшится их площадь, что облегчит агитационную работу для оппозиционеров. Вместе с тем неизбежная перекройка границ округов будет неприятностью как раз для единороссов и прочих владельцев электоральных вотчин. Если округа в том же Омске будут просто поделены каждый на две половины – это одно дело, связи и наработки тогда в целом сохранятся.

Однако не все региональные столицы обойдутся простым делением, неизбежно будет перераспределение территорий. А этот процесс, да еще и устроенный прямо перед началом забега, повысит турбулентность, поскольку прежние фавориты выборов засомневаются в том, что у них по-прежнему все схвачено. Неизбежны и внутрипартийные интриги, и межклановые разбирательства, а все это еще будет осложняться тем, что идущая сейчас муниципальная реформа создает полосу неизвестности как раз в отношении административных центров субъектов РФ. В законе о единой системе публичной власти, скажем, указывается, что в отношении таких муниципальных единиц может быть принято отдельное законодательное регулирование. Но пока никто ни в Госдуме, ни в ЕР не сказал ни слова о том, в чем могут быть особенности для региональных столиц. Поэтому там ходят слухи, что в них будет прямое правление губернаторов, а вместо депутатов появятся небольшие группы типа советников.

Таким образом, возникшую среди муниципалов неопределенность, чтобы не допустить ее превращения в неудачи и поражения, придется чем-то компенсировать, а технологические моменты типа перекройки округов – как-то нивелировать. Поэтому скорее всего предстоящий единый день голосования побьет все более ранние рекорды по уровню применения административного ресурса и степени его жесткости относительно оппозиционных сил. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов

Правозащитники и адвокаты ищут компетентных экспертов

Екатерина Трифонова

В итоговый доклад омбудсмена РФ введен раздел об уголовных процессах

0
699
Пекину не нравится соглашение об обороне между Россией и КНДР

Пекину не нравится соглашение об обороне между Россией и КНДР

Владимир Скосырев

Китай опасается военных столкновений на Корейском полуострове

0
974
Израиль ставит диверсии против Ливана на конвейер

Израиль ставит диверсии против Ливана на конвейер

Игорь Субботин

Правительство Нетаньяху намерено расширить наступление на севере

0
915
Глава немецкого МИД хочет узнать, как Китай отреагирует на удары вглубь России

Глава немецкого МИД хочет узнать, как Китай отреагирует на удары вглубь России

Олег Никифоров

Анналена Бербок обсудит в Пекине ситуацию в Украине и на Ближнем Востоке

0
1063

Другие новости