Проект закона о местном самоуправлении (МСУ) в системе публичной власти обретает контуры, которые предстоит утвердить во втором чтении. В профильном комитете Госдумы, которая планировала ключевое голосование только на 16 марта, уже есть около полусотни поправок. Правда, важными окажутся в основном те, которые представит один из авторов инициативы – депутат Госдумы Павел Крашенинников. Его предложения, как выяснилось, делают муниципальную реформу более жесткой. Власти, похоже, решили перестать скрывать, что речь идет об отмене МСУ, а вовсе не о повышении его эффективности.
В Курганской области стартовала избирательная кампания в только что созданных муниципальных округах. Уже начинается выдвижение кандидатов в депутаты местных советов, сами выборы назначены на 24 апреля. Как уже писала «НГ», регионы, которые уже исполняют нормы еще не принятого закона о реформе МСУ, одновременно страхуются от возможных рисков. Избранные органы представительной власти смогут работать в течение всего переходного периода, который был рассчитан до 1 января 2028 года.
Однако теперь стало известно, что этот срок увеличивается еще на три месяца – до 1 марта 2028-го. Об этом говорится в одной из поправок Крашенинникова. «В переходный период принимаются законы субъектов РФ, которыми должны быть урегулированы вопросы территориальной организации местного самоуправления на всей территории региона или на территории отдельного муниципального района», – пояснил он. Еще одна поправка – это как раз то самое разрешение на продление полномочий уже избранных депутатов или действующих глав МСУ. Правда, не более чем на два года, да и то в том случае, если не пойдут процессы дальнейшего укрупнения муниципальных округов. Напомним, что в них предполагается преобразовать нынешние районы, но не один в один, а с возможностью слияния.
Теперь же, согласно еще одной поправке Крашенинникова, можно будет проводить и процедуру поглощения одного округа другим. В результате, например, в европейской части РФ, где есть множество небольших субъектов РФ, возникнет ситуация, когда какой-то регион будет состоять лишь из двух частей: городского округа, включающего его столицу и окрестности, и муниципального, который объединит остальные, в основном, сельские территории. Понятно, что в таких условиях говорить о доступности власти для людей с региональных окраин не приходится. Однако этот тезис уже несколько подзабыт в том контексте закона, который фактически объявляет о ликвидации МСУ как такового.
При этом если смотреть на другие поправки Крашенинникова, то возникает впечатление, что власти решили перестать скрывать подлинную цель очередной муниципальной реформы, а именно освобождение неперспективной части народа от заботы со стороны государства, которое поглощает и все МСУ. Все понятнее становится будущая конфигурация низовой части властной вертикали, которую составят региональные чиновники. То есть местная власть полностью передается в руки губернаторов, под которыми уже не будет нижних этажей. Поэтому-то вполне понятно, зачем предлагается еще одна поправка Крашенинникова: разрешить главам регионов назначать врио руководителей округов в том случае, если депутаты советов почему-то заартачатся.
На нынешнем этапе работы уже поступило 47 поправок, а от регионов направлено 110 отзывов, пояснил Крашенинников. Почти все они, за малым исключением, сугубо положительные.
комментарии(0)