Заключенный Алексей Навальный настаивает, что раз по новому делу он пока не осужден, то робу может не надевать. Фото Reuters
В колонии города Покров, где отбывает срок Алексей Навальный, 15 февраля начался новый судебный процесс над оппозиционером. Его обвиняют в неуважении к суду и мошенническим действиям с деньгами, которые граждане жертвовали на политическую деятельность. Слушания за решеткой осложняют работу защиты, но самому подсудимому, похоже, намеренно создают условия для возвращения к публике. В первый день Навальному не мешали делать жесткие заявления и обещали не отменять долговременного свидания с женой.
Навальный, судя по материалам следствия, похитил у своих сторонников более 2 млн руб., но, правда, не те 350 млн или даже миллиард, о которых сначала шла речь. И сторонники, и адвокаты оппозиционера уже широко распространили свою версию: двое из четверых якобы пострадавших – это подставные фигуры, а еще двое, дескать, дали показания под давлением на них самих и их родственников.
Для стороны обвинения, впрочем, это не стало помехой для представления материалов следствия, а вот защитники пожаловались, что на входе в колонию они лишились всех технических средств и хотели бы переноса процесса в более удобное место. Стоит ли указывать, что судом были отклонены и данное ходатайство, и требование Навального снять с него тюремную робу. А вот трехдневное свидание с супругой Юлией, которого заключенный ждал два месяца, 16 февраля суд вроде бы отменять не будет.
Сами навальнисты в ходе процесса демонстративно не общаются с обвинением, все обращения идут к суду. Тем самым демонстрируется, что судьба Навального властью предрешена, идет просто судилище. Об этом говорит и речь самого оппозиционера, готового принести себя в жертву интересам народа: «Раз я оскорбил вашего Путина, что не просто выжил, а вернулся, значит, буду сидеть в тюрьме, будет это дело, второе, третье. Ну что ж. Я считаю, что все равно моя деятельность, деятельность моих коллег важнее, чем просто конкретная судьба человека. И настоящее преступление, которое я могу совершить, – это вас всех испугаться, и тех, кто стоит за вами».
Короче говоря, из Навального его команда продолжает делать морального лидера нации – этакого российского Нельсона Манделу. Но, похоже, власть самой сутью нового уголовного дела хочет это направление заранее дезавуировать.
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов подтвердил «НГ», что «видимо, есть задача убрать Навального из публичного пространства минимум на протяжении 2024 года, чтобы обеспечить управляемость и предсказуемость выборного периода». Эксперт сомневается, что из Навального выйдет новый моральный лидер наподобие Манделы, поскольку поддержка оппозиционера ограничена, он не воспринимается большинством россиян как свой. То есть имеется определенный круг сторонников и симпатизантов, мнение которых о Навальном не изменится ни при каких обстоятельствах, но расширить его вряд ли удастся просто в силу ограниченности информационных ресурсов и связи заключенного с внешним миром.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также считает, что, судя по всему, наверху есть желание Навального закрыть и на 2024-й, и даже дальше. «Есть еще экстремистские статьи, за которые его могут судить, а потому не исключено, что этот суд не последний. Несогласным показывают, что Навальный и его структуры – за пределами легального политического пространства, его влияние на политику неприемлемо в принципе», – отметил эксперт. При этом Макаркин полагает, что хотя сегодня Навальный точно не является моральным лидером для большинства, судя по всему, у власти есть опасения на перспективу, ведь и Мандела не сразу стал таким авторитетом в своей стране. «В оппозиционной субкультуре Навальному сочувствуют, и для определенной части граждан он действительно моральный лидер. В народе тем временем преобладает политическая апатия, но власть действует на опережение, чтобы новые сторонники и не появлялись. Ведь к мошенникам очень плохое отношение в обществе, вот людям и дают понять, что Навальный, изобличая чиновников, сам живет на широкую ногу за счет пожертвований. Но как все пойдет в итоге – это дело непредсказуемое», – подчеркнул Макаркин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ»: «Сегодняшнюю повестку по делу Навального перебила международная повестка – сообщения о завершении учений на западных границах РФ с Украиной и Госдума, принявшая документ о необходимости признания ДНР и ЛНР». При этом, заметил эксперт, людям четко дается понять, что Навальный – это враг государства, который хочет свергнуть существующую власть. И поскольку он представляет с точки зрения власти угрозу национальной безопасности, то и ставится задача посадить его на как можно больший срок. Между тем Навальный является узником совести для оппозиционной субкультуры, а власть опасается, что на его сторону могут перейти не только сомневающиеся и колеблющиеся, но еще и ныне аполитичные граждане. «Конечно, если рейтинги власти будут не просто идти вниз, а рушиться, то люди начнут искать альтернативу. Власть и правда действует на опережение, не отдавая Навальному позиций морального лидера и символа перемен, против него применяется политика демонизации и расчеловечевания. Так что второй Мандела из него вряд ли получится, скорее он обречен лечь грудью на амбразуру и пробить стену для других», – считает Калачев.
комментарии(0)