Прошлогодним торжествам в честь присоединения Крыма к России коронавирус помешать не смог. Фото Reuters
«Яблоко» подало столичным властям уведомление об организации пацифистского шествия на 27 марта. У оппозиционеров, похоже, есть лишь слабая надежда, что последнее ковид-ограничение – на публичные акции – все-таки будет снято. Ее подпитывают и сообщения о том, что в регионах начинается волна массовых мероприятий в поддержку спецоперации РФ на территории Украины. Прежде протестные и провластные выступления четко делились на заразные и, напротив, полезные для здоровья. И ждать изменения ситуации не стоит хотя бы потому, что в субъектах РФ пока не отменен режим повышенной готовности.
В КПРФ объявили, что на 19–20 марта готовятся массовые акции с патриотическим уклоном. Таким образом, левые опять, как и с признанием ДНР и ЛНР, сыграли на опережение.
Как сообщают в СМИ, региональные власти только лишь получили указание организовать мероприятия в поддержку спецоперации.
Коммунисты обещают, что «потоки колонн из многотысячных автомашин в убранстве красных знамен и патриотических лозунгов мощной лавиной пройдут маршрутом по территории всех регионов России». Цель акции – солидарное выражение народом единодушного одобрения Вооруженным силам страны в осуществлении спецоперации на территории Украины. Партия власти и руководство субъектов РФ, судя по всему, займутся тем же. Однако ситуация такова, что ковидные ограничения в отношении митингов и шествий пока никто не отменял. Видимо, «Яблоко», подавая заявку в мэрию Москвы, надеется, что власти будут просто вынуждены на это пойти. Напомним, что эта партия вместе с либеральными «Гражданской инициативой» и ПАРНАСом уже обратилась с запросом к властям. Дескать, раз масочный режим отменен в столице с 15 марта, как и прочие ограничения, то под запретом остаются лишь уличные акции. В обращении содержится призыв «сделать этот последний шаг».
Кстати, все последние дни из регионов поступают похожие сообщения об отмене разного рода мер по противодействию ковиду. Возможно, это действительно связано с некими планами властей по активизации проявлений народной любви. Например, РБК утверждает, что Кремль якобы поручил регионам проработать вопрос об организации акций в поддержку как спецоперации, так и проводящей ее армии – автопробеги, выставки, выступления лидеров общественного мнения в СМИ и соцсетях, видеоролики с жителями, флешмобы с буквой «Z», публичное демонстрирование госчиновниками мерча с тем же символом.
В общем, как бы объективно выходит, что улицу для митингов все-таки придется открывать. Тем более что для воспрепятствования подрывным акциям оппозиционеров имеется целый арсенал законодательных норм. Но тогда скорее всего должна последовать отмена субъектами РФ распоряжений об установлении режима повышенной готовности, хотя пока ни одного сообщения о таких решениях из регионов не поступало. Член бюро «Яблока» Григорий Гришин напомнил «НГ», что, конечно, хотелось бы надеяться, что власть отменит все ограничения на уличную активность, когда риска пандемии официально больше нет, но «дело в том, что смысл этих ограничений изначально носил политический характер». И яблочник тут не видит никаких изменений в лучшую сторону. «А с ковидными ограничениями просто: когда Кремлю надо, их научились не замечать – например, в связи с огромным митингом без масок год назад, в очередную годовщину присоединения Крыма. Поэтому не так важно, какие решения власть примет формально, важно, что собраться несогласным на улице скорее всего теперь не дадут никогда», – заявил Гришин.
Председатель партии «Гражданская инициатива» Андрей Нечаев пояснил «НГ»: «Логично, что если власть, с одной стороны, снимает все другие ограничения по ковиду, то надо снять и это. С другой стороны, если готовится массовая кампания поддержки спецоперации, то, наверное, разрешат и митинги. Хотя скорее всего пацифистские марши так и останутся под разными предлогами под запретом». И он сильно сомневается, что «режим повышенной готовности» вообще отменят: раз губернаторы получили расширенные полномочия, они, наверное, захотят их сохранить, а обосновать это всегда можно.
Глава аналитического Центра КПРФ Сергей Обухов полагает, что скорее всего «отмена митинговых ограничений не входит в планы властей, хотя уже и президентский СПЧ ставил этот вопрос». По его мнению, обнуление прежде нагнетаемых ковид-ограничений произошло по той причине, что в стране сейчас доминируют другие страхи. «Но дело в том, что власть все равно предпочитает оставить форточку для ограничений – и вот уже с экранов телевизоров говорят о новом штамме. Обвинить оппозицию в пацифизме – это одно, а в разносе заразы – это совсем другое. Для себя же власть всегда найдет обоснования необходимости проведения акций как в поддержку армии, так и кандидатов на выборах. В условиях растущего социально-экономического кризиса разрешить митинговую активность – это дать в руки оппозиции дополнительный инструмент. Так что и режим повышенной готовности, и политические ограничения, наверное, сохранятся», – предположил Обухов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «В России пандемия официально завершена, сейчас для власти главное – это спецоперация в Украине. Но ее последствия таковы, что в стране ожидается экономический кризис, повышение цен, а люди недовольны тем, что лишаются привычного уровня жизни, привычных товаров и услуг. В принципе отмена масочного режима, принудительной вакцинации, QR-кодов и вообще ковидной реальности – это как бальзам на душу для россиян. А поскольку ковидные ограничения всегда были сильным массовым раздражителем, то сейчас, видно, есть указание этот раздражитель снять. В таком духе, мол, «есть много плохих новостей и одна хорошая, но огромная – пандемия окончена». Так что логично, если последуют отмены и ограничений на митинги, и режима повышенной готовности». Эксперт заметил, что такому решению могут поспособствовать еще несколько факторов. Во-первых, оппозиция в РФ официально разгромлена. Среди тех же либералов нет лидеров, способных вывести людей на улицы, они либо в эмиграции, либо под арестом. Во-вторых, властью в доковидном прошлом уже отработана тактика запретов оппозиционных уличных акций либо минимизация рисков от них. Скажем, в виде переноса на выселки – на окраины городов под предлогом того, что центральные площади заняты провластными активистами, ремонтом и т.д. В-третьих, в нынешних фактически чрезвычайных условиях жизни на протестные акции готово выйти не так много смельчаков, а многие несогласные и вовсе эмигрировали. «Поэтому риск массовых пацифистских выступлений невелик, а с одиночными пикетами власть и так справляется. И логично, если власть, стремясь показать массовую поддержку ее действиям и спецоперации, снимет все ограничения, тем более, для проведения патриотических акций. Иначе же власти будут сами себе противоречить», – утверждает Калачев.