Столичный горком КПРФ выработал план по возвращению электората. Фото с сайта www.msk.kprf.ru
По информации «НГ», КПРФ пойдет на муниципальные выборы в Москве, хотя эта партия, по данным соцопросов, наиболее электорально пострадала от спецоперации в Украине. Именно в столице отток избирателей стал максимальным. Но коммунисты уже разработали стратегию: работа на земле, актуальные протесты, а федеральная повестка – в зависимости от аудитории. Сторонникам спецоперации будут показывать ее социально-экономические последствия, либеральному электорату продемонстрируют правозащитный потенциал партии.
Лидер столичных коммунистов Валерий Рашкин потеряет свой мандат депутата Госдумы, видимо, уже в апреле. 24 марта в Саратовской области начинаются судебные слушания по «делу лося», которые неизбежно закончатся приговором. И хотя реального срока Рашкину не назначат, по закону о статусе парламентария сохранить осужденный его уже не может. Так что нижняя палата прекратит полномочия коммуниста фактически в автоматическим режиме.
Остается при этом вопрос, станет ли Рашкин, который ведет московских коммунистов на муниципальные выборы 11 сентября, без думского мандата более радикальным оппозиционером или умерит свою активность. Между тем, столичный горком КПРФ объявил официально о подготовке к этим выборам, на которых будет разыграно свыше 1,5 тыс. мандатов. Работу же на земле партия начала задолго, и депутаты, и активисты появляются в тех или иных конфликтных точках Москвы – и везде предлагают гражданам поддержку.
Однако спецоперация в Украине наложила на эту вполне понятную деятельность свой тяжелый отпечаток. Электоральная реальность в самом оппозиционно настроенном городе России для КПРФ сильно изменилась. По данным провластных соцслужб, поддержка внешней политики власти больнее всего ударила именно по КПРФ (см. «НГ» от 14. 03. 22). Однако и на мартовском пленуме московского отделения КПРФ, на котором выступил с докладом сам Рашкин, вместо выборов, как и предполагалось, больше говорили о спецоперации. Как стало известно «НГ», он сообщил и о внешнеполитической ситуации, в том числе, действиях Запада, и об ужесточении политического режима внутри страны, который, дескать, характеризуется «деспотичным управлением», завязанном на одном лишь президенте. Посетовал Рашкин и на ослаблении полномочий как федерального парламента, так и региональных и муниципальных депутатов, осудив реформу местного самоуправления и заметив, что так будет еще сложнее проводить политику в интересах граждан. И, конечно, не мог не упомянуть коммунист и о жестком давлении со стороны власти на оппозицию, причем как на левых активистов, так и на несистемщиков. Прозвучали такие резкие фразы: «Характерно, что даже своим верным псам (то есть либералам – «НГ») власть отвечает неблагодарностью. Происходящее с ними – предостережение нам. Главное не попасть под жернова репрессивной машины во время выборов».
Рецепты борьбы, по мнению главкоммуниста столицы, остаются прежними: не уходить с улицы, проводить как районные, так и городские митинги по местным проблемам. При этом, чтобы избежать административной и уголовной ответственности, следует избегать резких и неоднозначных заявлений, по всей видимости, имеется в виду по спецоперации. Также Рашкин призвал с осторожностью поддерживать даже правильные меры власти, указывая на их несвоевременность и однобокость. По мнению председателя МГК, следует усилить проверку кандидатов, идущих на выборы, поскольку туда будут затесываться провокаторы, которые «могут подставить партию». Интересно, что Рашкин призвал местные и районные отделения и их руководителей обзавестись запасными каналами связи, то есть вторыми телефонами и чатами – чтобы, мол, общаться друг с другом по защищенным каналам. Среди рецептов по оптимизации борьбы был и такой: уделить внимание набору и подготовке юристов-волонтеров, которые помогут партии на выборах: «При ином нашем поведении мы не только должны сохранить за КПРФ роль главной и единственной легальной оппозиционной силы, но и укрепиться в этой роли, развеять сомнения тех граждан, которые против всех и перетянуть на нашу сторону».
При этом, по его мнению, важно вернуть отвернувшихся сейчас от красных лоялистов, указывая им на просевший уровень жизни и социально-экономический кризис. По словам коммуниста, эти выборы не сужают, а напротив, расширяют для КПРФ возможности нарастить свое влияние. В общем, кКратко задача была Рашкиным сформулирована так: «Пройти между Сциллой и Харибдой, не подставить партию под репрессии и сохранить боеспособный актив. С другой стороны, не запятнаться поддержкой правящего режима, где он проявляет себя как антинародный. Мы должны показать, что КПРФ – это реальная альтернатива, показать несгибаемость и готовность к борьбе». Рашкин отметил, что сейчас представительство в парламентах напоминает у КПРФ перевернутую пирамиду, задача МГК дать ей крепкое основание из мундепов. «Без протеста победы не будет. Люди должны видеть настоящую смелость, желание решить проблемы. Кроме нас ни одна сила не пойдет с вами за права народа», – заявил Рашкин, адресуя сей месседж протестному электорату либерального толка.
Между тем, по данным «НГ», в распоряжении московских коммунистов есть соцопрос, согласно которому столица входит в десятку самых протестных регионов, так что основной электорат КПРФ впервые в 2021 году составился не из ядерных сторонников или пенсионеров, а из тех самых общепротестных либералов. В исследовании раскрывается состав этого электората: пользователи интернета, а также молодежь, то есть люди от 18 до 39 лет. Также коммунистов на думских выборах поддержал средний класс. И именно эти группы населения, – молодежь, интернет-пользователи, средний класс, а также общепротестный избиратель негативно относятся к спецоперации. Но именно здесь и отток поддержки у партии самый большой. То есть коммунисты признали, что в столице они сами стали жертвами этого своего видоизмененного электората, который не воспринял их общеполитическую риторику в поддержку действий власти в Украине.
Кроме того, от КПРФ утек и провластный избиратель, ранее примкнувший к ней, тот ушел обратно к власти. Но выход, по мнению коммунистов, есть: предложить несогласным защиту гражданских прав, а лоялистам – меры по поддержке и преодолению социально-экономического кризиса. В целом же все внимание КПРФ должна сосредоточить именно на проблемах города. Руководитель аналитического центра КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ», что во время кампании ставка будет сделана именно на местные проблемы. «Общеполитическая ситуация – не повестка выборов. Каждый овощ должен быть на своей полке, общеполитические темы – на думских выборах, региональные – на городских, и местные – на муниципальных», – подчеркнул он. По его словам, главное, что дал эффект спецоперации – это шоковое состояние общества, поэтому КПРФ выступит в роли успокоителя, а также решателя местных проблем. Например, действительно предложит инициативы в помощь гражданам во время социально-экономического кризиса, те же общественные работы для неимущих. Также партия будет работать и по «горячим точкам» – где-то лес срубают, где-то точечная застройка.
Эксперты разошлись во мнениях по поводу влияния спецоперации на электоральные потенциал и перспективы московских коммунистов. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил: «Именно в Москве мало почитателей Маркса и Ленина, здесь избиратель выбирал КПРФ как самую оппозиционную партию. А слившись с властью, она перестала таковой быть. На провластном фронте самые высокие шансы у ЕР – с ней тоже равной конкуренции у левых не получится. Спецоперация как информационная сверхдоминанта ударила по КПРФ, больших шансов на выборах у партии нет. Успех 2019 и 2021 годов явно не повторить, и даже те шансы, которые коммунисты имели еще в январе-феврале, похоже, утрачены. И чтобы сейчас КПРФ ни делала, восстановить прежние позиции не удастся». При этом он считает, что выходом для КПРФ был бы отказ от рамочной политической кампании и сосредоточении сил на поддержке местных кандидатах. Потому что, скорее всего, выгодопреобретателем от выборов в Москве выступит «Яблоко», для которого, наоборот, желательно наличие именно рамочной кампании. «У КПРФ самый большой размыв электората именно в Москве. Протестный избиратель либо уйдет к «Яблоку», либо останется дома», – заключил Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что «спецоперация – это все-таки большая политика, а выборы будут на низовом уровне, а потому шансы у КПРФ есть, причем, не только сохранить, но и прирастить электорат». Потому что у низового избирателя, по его словам, в целом превалирует «шкурный интерес, то есть – что конкретно кандидат может и будет делать для него». Так что если там, где надо, коммунисты будут протестовать вместе с людьми, а где не надо – там успокаивать избирателей, то дело может сладиться. И вообще, работа по местным проблемам – это ключевой фактор кампании: «Поэтому планы КПРФ вполне рациональны, аккуратны и реалистичны». Макаркин подчеркнул, что спецоперация нейтрально отразится на местных выборах и перспективах КПРФ. И ей на руку сыграют и такие факторы: власти трудно будет назвать левых «национал-предателями», а вот либеральная оппозиция, которая могла бы кричать о предательстве со стороны КПРФ протестного электората, фактически разгромлена. «На местных выборах вряд ли кто-то вообще будет поднимать тему спецоперации, поэтому издержки у КПРФ здесь минимальны. И в 2017 году она проиграла юберу Гудкова-Каца и «Яблоку». Сейчас же юберов явно не ожидается, а «Яблоко» проводит у себя активные чистки, а значит, как раньше, уже не сможет аккумулировать протестных избирателей, отнимая их у КПРФ. Ситуация сейчас поменялась на противоположную – и это уже от «Яблока» протестный избиратель может уйти к КПРФ», – пояснил Макаркин.Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов полагает, что КПРФ на предстоящих выборах, наоборот, скорее всего, будет набирать больше голосов, чем обычно, поскольку «в обществе торжествуют левацкие настроения, господствует тяга к справедливости, внимание к интересам общества, горожан, социально-экономическая поддержка». Так что перспективы у левых есть даже среди москвичей, к тому же, по мнению эксперта, в пользу КПРФ сыграет и то, что партия имеет реально историю, она не спойлер, а единственная легальная оппозиция. Сама же спецоперация и международная обстановка – равно как и поддержка со стороны КПРФ власти действительно не сыграют особой роли на низовых уровнях. В отличие от потенциального падения уровня жизни и социально-экономического кризиса: «К выборам, если они вообще состоятся, люди все меньше будут думать о политике, а больше – о работе, жилье, еде, городских проблемах. Поэтому КПРФ ведет себя как мудрая партия, активирующаяся там, где надо. Все разумные предложения по преодолению кризиса и поддержке граждан окажется в копилке КПРФ, если, конечно, ЕР не обернет их в собственную пользу как инициативу от себя». И Куртов считает, что никакое «Яблоко» голоса не уведет, поскольку эта партия для людей с активной жизненной позицией, для политизированных граждан, тогда как общество становится все более пассивным и деполитизированным.