В Россию охотно перебираются жители ЛНР и ДНР, но не остальной Украины. Фото РИА Новости
В ближайшее время в России могут объявить миграционную амнистию жителям Украины, не имеющим здесь легального статуса. Это приблизительно миллион человек, которые оказались в РФ с 2014 года и по сей день. Особая категория – перемещенные перед началом и во время военной спецоперации лица. И если ситуация с гражданами ДНР и ЛНР примерно понятна, то у беженцев по гуманитарным коридорам правовое положение наиболее неопределенное.
Закон о миграционной амнистии может быть принят в первой половине апреля. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин («Единая Россия») употребил выражение «буквально на следующей неделе», однако в конце марта нижняя палата не проводит заседаний.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 10.03.22), речь идет о том, чтобы отменить судебные или административные решения о выдворении людей, не совершивших серьезных правонарушений или преступлений. И одновременно легализовать в РФ тех, кто на настоящий момент не имеет никакого статуса и не может его оформить, например, из-за отсутствия документов, пропуска сроков. Короче говоря, вследствие нарушения правила «180 на 90», устанавливающего временные промежутки пребывания иностранца в России и его отсутствия на ее территории.
По данным Затулина, всего с 2014 года в Россию прибыло свыше 2,5 млн украинцев, из которых полтора миллиона получили разные формы легализации – разрешение на временное проживание (РВП), вид на жительство (ВНЖ) или гражданство. Остальные – примерно миллион по сути дела превратились в нелегалов поневоле, столкнувшись с казусами миграционного законодательства. Депутат пояснил, что де-юре такие иностранцы должны были бы покинуть Россию на 91-й день пребывания здесь, но понятно, что вообще-то к украинцам «неправильно предъявлять подобные требования». Поэтому в Госдуму еще в 2018-м был внесен законопроект, согласно которому вводилась простая норма – достаточно будет прийти и отметиться в органах МВД по истечении установленного срока.
Однако незадолго до спецоперации и уже в ходе нее ситуация именно с украинцами значительно осложнилась. Например, как стало известно «НГ», правозащитники сейчас собирают сведения о гражданах ЛНР, ДНР и самой Украины, помещенных в центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) «для выдворения без перспектив возвращения». По приблизительным оценкам, их уже несколько сотен. И хотя многие уже подают документы на получение временного убежища, у части вообще никаких бумаг нет, а между тем украинское посольство в Москве, которое могло бы помочь с восстановлением документов, вообще закрылось. Миграционные же чиновники по традиции впали в растерянность без четких указаний сверху.
В целом, как передают очевидцы с мест, прибывшим в РФ беженцам из Украины разрешено не регистрироваться в РФ сроком до 90 дней. Но дело в том, что большинство рассчитывают все-таки вернуться домой, а потому не спешат с какой бы то ни было легализацией. Например, за все это время за официальным убежищем обратились лишь 1,5 тыс. человек, получили – 1,2 тыс. Оформлять же РВП есть еще меньше желающих. Во-первых, это процедура затратная, тогда как у многих украинцев нет российских денег, а банковские карточки заблокированы. А во-вторых, достаточно силен страх перед тем, как сотрудничество с госструктурами РФ будет воспринято украинскими властями и чем это может аукнуться по возвращении на родину.
При этом без официального статуса людей не берут на работу – и некоторые правозащитники уже предлагают вывести украинцев из действующего правового поля, разрешив им трудоустраиваться сразу по приезде, чтобы они изначально не уходили в тень. Однако пока такая идея выглядит малореализуемой. Тем более что одновременно идут разговоры – мол, сейчас прибывших беженцев не так уж много, миграционные чиновники вполне с их проблемами справляются. Напомним, что МЧС сообщает о 400 тыс. беженцев из Украины, прибывших в Россию в основном из Донбасса. Но ясно, что нагрузка на миграционщиков будет усиливаться, а в МВД по этому профилю имеется нехватка кадров.
Не исключено к тому же и появление потока российских соотечественников из стран, где усилилась их дискриминация. Причем такие потенциальные переселенцы в соцсетях уже высказывают опасения, что если все силы государства будут брошены на украинских беженцев, то на приезжих из иных государств внимания уже не хватит. Потому что те послабления представителям «русского мира», которые предлагают в последние время депутаты Госдумы, выглядят лишь желанием к попиариться на острых проблемах. Скажем, ЛДПР внесла законопроект о выдаче гражданства всем, у кого национальность хотя бы одного из родителя русский. По мнению экспертов, национальность «русский» еще не означает, что человек духовно, культурно или еще каким-то образом связан с нынешней РФ или бывшей РСФСР. И, кстати, нет гарантий, что в актовые записи нужная национальность не внесена задним числом. Заметим, что реальные предложения – к примеру, о введении «карты соотечественника», дающей ее обладателям различные льготы, властями игнорируются.
Как сказал «НГ» политолог Михаил Бурда, непростая ситуация во взаимоотношении России и Украины обнажила проблему украинских граждан, находящихся сейчас в РФ в разном правовом статусе. И «если ситуация с украинскими беженцами выглядит достаточно понятной, то вопросы по трудовым мигрантам и лицам, нарушившим миграционное законодательство, остаются». Он пояснил: украинские гастарбайтеры в России действуют по патентам, которые им необходимо продлевать. Эта процедура связана с выездом за пределы РФ и въездом обратно. Фактически мигранты сейчас не могут выполнить данного положения законодательства – и это требует соответствующей реакции от миграционных органов. Также не ясно, куда и как депортировать или выдворять украинцев, нарушивших нормы законов: «Наверное, единого подхода быть не может, каждый случай необходимо рассмотреть, но в отношении украинских мигрантов-нарушителей в целом может быть применена мера миграционной амнистии, обусловленная сложившимися обстоятельствами». Такая амнистия, по словам Бурды, будет иметь больше не правовой, а гуманитарный характер. И она не должна рассматриваться как прецедент остальными государствами – поставщиками мигрантов в Россию. В общем, подчеркнул эксперт, миграционное законодательство РФ сейчас имеет уникальный шанс развернуться наконец-то лицом ко всем соотечественникам – и живущим не только на постсоветском пространстве, но и во всем мире. «Притеснения и где-то даже гонения на русских, россиян, не занявших прозападную, манкуртскую позицию, причем именно по национальному признаку, которые ранее носили латентный характер, сегодня проявились во весь рост. Законодательство о миграции может выступить инструментом собирания русского народа в России, всех желающих вернуться на родину предков. Главное здесь – снять все бюрократические препоны и барьеры».
По словам председателя движения «Гражданская солидарность» Георгия Федорова, в связи с большим потоком беженцев с территории Украины за последние несколько недель вскрылись многие проблемы миграционных законов. И ситуация еще более обострилась из-за закрытия украинского посольства в Москве, что «фактически оставило вне правого поля сотни тысяч беженцев, многократно усложнив процедуру легализации в российском правовом поле». Эксперты, оппозиционные депутаты, волонтеры, непосредственно работающие с беженцами, неоднократно заявляли о необходимости реформирования миграционного законодательства и в целом изменения Россией соответствующей политики. «Здоровые политсилы неоднократно указывали на перекосы в этой сфере, требуя переориентировать усилия государства на поддержку соотечественников, на ускорение процедур получения ими российского гражданства», – напомнил эксперт. Однако, по его словам, вместо того чтобы вынести урок из событий 2014-го и заранее иметь полностью прописанные действующие механизмы репатриации соотечественников, «власти фактически только сейчас в спешном порядке приступили к совершенствованию законодательства, упрощению процедур предоставления убежища, вида на жительство и гражданства». Гражданский активист Алексей Егоркин согласен, что если быстро не принять эффективных решений, то гуманитарные коридоры из украинских городов в Россию приведут их жителей, по сути дела, в тупик, что сильно ударит по имиджу страны. «Если структур для работы с беженцами нет, то это фактически преступление со стороны госаппарата. Тогда честнее было бы вообще не создавать гуманитарных коридоров, а дать возможность беженцам уйти в другие страны, не беря на себя бремя неисполнимой ответственности», – заметил собеседник «НГ».