Фото сайта yabloko.ru
Похоже, борьба против несогласных со спецоперацией перешла на новый этап. Депутатов от «Яблока» в Заксобрании Петербурга Бориса Вишневского и Александра Шишлова не пустили в комитеты по бюджету и законодательству. То же самое происходит и в участковых избиркомах города. А в регионах яблочникам массово выписывают протоколы и штрафы за пацифизм. Короче говоря, эта партия попала под якобы не соответствующую российскому менталитету «культуру отмены».
Петербург, как это уже часто бывало, работает полигоном, на котором проверяются новаторские методы борьбы с политическими оппонентами власти. Парламентское большинство Северной столицы отказалось включать главу фракции «Яблоко» Шишлова в комитет по законодательству, а его заместителя Вишневского – в бюджетно-финансовый комитет.
Вишневский считает, что это произошло исключительно по политическим мотивам. «Яблоко» предлагало, чтобы всем фракциям было гарантировано представительство в комитетах, однако это предложение большинством «Единой России» было отвергнуто. «Решением о недопуске «Яблока» к полноценному участию в работе комитетов большинство продемонстрировало неуважение к петербуржцам – избирателям и сторонникам партии», – подчеркнул, в свою очередь, Шишлов.
Стоит заметить, что в парламенте Петербурга с этого года введена достаточно сложная структура внутреннего устройства. Число комиссий увеличено с 7 до 10, но серьезных полномочий они в общем-то не имеют. Фракциям дано право делегировать представителей в вышеназванные комитеты, которые и являются ключевыми подразделениями Заксобрания. Согласно новому порядку, в эти парламентские комитеты включается по одному представителю от всех 10 комиссий и четыре депутата, выдвинутых от фракций. Но сейчас в Заксобрании фракций – шесть, а потому при рейтинговом голосовании неугодными и оказались именно представители «Яблока».
Вишневский состоит в комиссии по градостроительству, земельным и имущественным вопросам и в комиссии по социальной политике и здравоохранению, а Шишлов – в комиссии по вопросам правопорядка и законности, а также в комиссии по образованию, культуре и науке. Как пояснил «НГ» экс-депутат Заксобрания от «Яблока» Александр Кобринский, в питерском парламенте действительно только два комитета и целых 10 профильных комиссий, при этом уровень и значимость комитетов и комиссий принципиально разные. Все основные решения принимают именно комитеты, через них проходят приоритетные законопроекты, комиссии же – это больше декоративные органы. «Так сделано специально и уже давно. Если в Госдуме все депутаты состоят в комитетах, то регламентом Зксобрания Петербурга такая обязанность отменена, а поскольку это внутренний документ, то и пожаловаться депутаты никуда не могут. Кстати, поскольку они состоят в комиссиях, то формально их права и не нарушены», – подчеркнул он. В прежние времена яблочников все-таки допускали в комитеты, хотя, по словам Кобринского, «в бюджетный комитет вообще стараются активную оппозицию не пропускать, потому что член комитета получает доступ ко всем внутренним материалам по распределению финансов, в том числе к переписке с губернатором и ведомствами, а вот комитет по законодательству не представляет ничего особенного, он чисто статусный». Кроме того, Кобринской сказал «НГ», что члены партии страдают от политических ущемлений, например, и в избиркомах. «В последнее время сложилась традиция, что количество членов УИКов стали сокращать, при этом вычеркивая из их состава именно яблочников. ТИКи мотивируют это тем, что мест мало, их не хватает для представительства всем партиям», – пояснил он.
А в регионах между тем продолжаются преследования активистов «Яблока». Председатели реготделений, к примеру, не могут не выполнять указания руководства высказывать пацифистскую позицию. И в результате подставляются под административные, а в перспективе – и уголовные дела. На председателя «Яблока» в Великом Новгороде Виктора Шалякина составлен протокол об административном правонарушении за «распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений». Лидер тульского «Яблока» Владимир Дорохов признан нарушителем по той же самой статье о «дискредитации Вооруженных сил» в соцсетях. И это уже четвертый случай: Ярослав Ревенко из Таганрога был оштрафован на 60 тыс. руб., Валентин Грушевский из Кемерова – на 35 тыс., в отношении Анатолия Ноговицына из Якутска был составлен протокол, но суда еще не было.
Интересно, что неделю назад президент России Владимир Путин вспомнил о «культуре отмены», модной на Западе. Он заявил, что «представить такое в нашей стране невозможно». Но получается, что в политической сфере подобное вполне допустимо.
Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что в федеральном парламенте любой депутат обязан состоять в каком-нибудь комитете, который в принципе можно выбрать по своему вкусу: «Депутат обязан был членом комитета, чтобы полноценно исполнять свои обязанности, это даже записано в государственном табеле о рангах». И хотя состав комитетов утверждается пленарным заседанием, теоретически депутату могут порекомендовать выбрать другой комитет, поскольку этот заполнен, но «за 30 лет не было случая, чтобы депутату отказали в членстве в каком-то комитете». «Да, могут не взять в руководство, это решает партия большинства, но именно прецедентов не утверждать членство не было. Видимо, петербургский парламент действительно вводит «культуру отмены», это новый этап борьбы с несогласными. И в принципе это решение выглядит нонсенсом для страны, оно противоречит традициям парламентаризма. Наоборот, обычно права меньшинства стараются защитить, потому что это тоже избранные депутаты, представляющие граждан. В Госдуме Оксана Дмитриева, к примеру, не состоит ни в одной из фракций, но у нее есть право и на комитет и даже на выступление с трибуны наряду с лидерами и представителями фракций», – подчеркнул коммунист.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Страна фактически живет по законам чрезвычайного времени – и оппозиции это всячески дается понять. Поэтому борьба с пятой колонной и национал-предателями в лице либералов-пацифистов обретает новые формы. Ясно, что в Петербурге произошла не какая-то случайность, а наметился тренд, когда политических оппонентов хотят вычеркнуть из жизни страны. Яблочникам дается понять, что в отношении них можно перечеркнуть все регламенты и правила приличия, они стали частью той самой «культуры отмены». Хотя президент и ругал ее, но это, видимо, касалось только классиков литературы. Их вычеркивать нельзя, но не политических оппонентов власти. А через яблочников дается сигнал всем остальным несогласным, что в нынешних условиях обычные законы и установки мирного времени уже не работают». Эксперт отметил, что и состоять в самом «Яблоке» становится опасно: члены партии обязаны исполнять решения руководства по продвижению политической позиции данной организации, в частности, пацифизма, но сейчас это чревато санкциями со стороны государства. «Таким образом, с одной стороны, ряды «Яблоко» пытаются проредить, сделать так, чтобы быть в этой партии было максимально дискомфортно и невыгодно, с другой стороны – власть пытается выбить из-под партии возможности, чтобы она не стала на выборах выгодоприобретателем протестного электората. Ведь даже по официальным опросам около 20% поддерживают пацифистские настроения, а только «Яблоко» сейчас и является активным выразителем данного мнения», – заметил Калачев.