На выборах в округах единороссы могут больше предложить электорату. Фото Reuters
Несмотря на рост рейтинга «Единой России», в стране продолжается активная мажоритаризация выборов. Например, 7 апреля были отменены партсписки в Горно-Алтайске и Твери. Там депутаты горсоветов теперь будут избираться только по одномандатным округам. Эта система считается невыгодной для оппозиции, но у КПРФ, по информации «НГ», есть план. Коммунисты надеются ударить по админресурсу привлечением в кандидаты местных лидеров общественного мнения (ЛОМ) с антикризисной локальной повесткой. Теоретически такое возможно, но практическая реализация данного подхода прежде не удавалась.
Ускоренная мажоритаризация местных выборов не обходится и без комических сюжетов. Скажем, во Владивостоке пока действует смешанная схема: 18 депутатов – списочники, 17 – одномандатники.
Однако свои праймериз приморские единороссы сейчас проводят по 35 округам.
А все дело в том, что краевое Заксобрание как раз рассматривает законопроект об изменении системы избрания гордумы региональной столицы, который уже принят в первом чтении. Вот ЕР и разрешила своим активистам действовать не по закону, а по понятию – ведь понятно, что новация будет введена. Горно-Алтайский горсовет тоже будет полностью мажоритарным, как и Тверская гордума. Соответствующие решения были приняты 7 апреля, ранее же в этом тренде оказались будущие депутаты Ярославля, Курска, Омска. В Петропавловске-Камчатском решили сократить число списочников до минимума – с 14 до 10. Впереди аналогичные корректировки в отношении городских парламентов в Кирове, Пскове и Барнауле. Так что из 11 горсоветов, переизбрание которых намечено на 11 сентября 2022 года, пропорциональная, причем на все 100%, система останется, видимо, лишь в Черкесске. На Кавказе межэтническую конкуренцию по-прежнему предпочитают регулировать чрез партсписки.
Партии власти традиционно всегда было легче побеждать на одномандатных выборах, где админресурс наиболее эффективен потому, что применяется точечно и фактически открыто. Однако, как выяснила «НГ», в КПРФ, которая в этом году испытывает давно не виданное электоральное похудание, разрабатывают план по использованию против ЕР второго конца палки чисто мажоритарных выборов. Глава аналитического центра КПРФ Сергей Обухов уже огласил общие его наброски. Он исходит из того, что если партии удастся предъявить обществу свою «контрэлиту», то тогда на региональных и местных выборах патриотическая мобилизация в ущерб местным проблемам вряд ли станет решающим фактором победы ЕР. Судя по всему, коммунисты решают сделать ставку на три вещи: местных ЛОМов, особый образ будущего и актуальные локальные проблемы.
Заметим, что оппозиции традиционно трудно привлекать в свои ряды заметных людей: те или уже с ЕР, или опасаются прослыть противниками власти. Однако Обухов сказал «НГ», что в принципе с кандидатами в этом году у партии проблем нет – например, в Москве уже даже переизбыток кандидатов в муниципальные депутаты. Что же касается ЛОМов, то он признал, что с этим у партии всегда были проблемы: таких людей и вправду часто и легко перекупает партия власти, особенно людей из социально одобряемых профессий. Но у КПРФ все-таки есть надежда на выдвижение большого числа местных общественных и политических активистов, протестно настроенный избиратель никуда не делся. К партии приходят даже совсем не левые – и выдвигать на выборах планируют и их. «Понятно, что сперва нашей позицией по поддержке спецоперации было много недовольных, но жизнь берет свое, выявляются новые местные проблемы, с которыми граждане идут к нам. И мы сделаем ставку на конкретику, на развитие местных территорий, на решение местных проблем», – заявил Обухов. И он напомнил, что хотя традиционно в округах побеждает ЕР, но уже были прецеденты, когда оппозиция ломала эту тенденцию. Так что не исключено, заметил Обухов, что если все низовые выборы станут мажоритарными по всей стране, то рано или поздно это ударит по самой власти и ЕР.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Количество ЛОМов ограничено, так что коммунисты смогут подобрать кандидатов в гордумы, но с заксобраниями будет уже сложнее. Тем не менее если КПРФ сделает ставку на местных известных лиц, то тогда партия сможет преодолеть электоральное голодание. Хотя проблема тут в том, что с ЛОМами действительно могут возникнуть проблемы в дальнейшем, часто уже в органах власти они проявляли большую самостоятельность, чем члены партии».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что к мажоритарным кампаниям в регионах начали переходить на фоне активного падения рейтингов ЕР, а сейчас они подходят к 50%. Но изменение системы выборов – это процесс инерционный, так что оппозиции придется действовать в данной ситуации. И тут главную роль играет личность кандидата, а значит, в принципе расчет коммунистов верен: если кандидат известен и ресурсообеспечен, то его избрание практически гарантировано. «Но есть и проблемы. Во-первых, ЛОМы в регионах вещь штучная, при этом чаще всего такие люди узнаваемы преимущественно в своих профессиональных группах, а не среди всего населения. Во-вторых, представителей социально одобряемых профессий и просто известных людей со своим бэкграундом, которые желают идти на выборы, и немного, и они обычно уже в руках у власти. В-третьих, в низовых представительных органах часто депутатам не платят никакой зарплаты, а при этом есть риск получить проблемы с властями по основному месту работы, по бизнесу и т.д. Так что оппозиции остаются активисты и блогеры, проблема же последних в том, что часто их каналы и сети читают не местные жители, а подписчики за пределами региона, как, например, у саратовского коммуниста Николая Бондаренко», – рассказал эксперт. По его мнению, «у КПРФ хорош план на бумаге, но не видны на нем овраги». «Люди часто голосуют за кандидатов, доказавших полезность и способных решать проблемы с местной властью, но оппозиционерам здесь сложнее. Хотя сам факт, что КПРФ решила сделать ставку на активистов, а не на идеологических партийцев, дает надежду на хорошую кампанию. Главное – преодолеть апатию общества и кандидатов ближе к выборам», – отметил Калачев.
Между тем он считает, что если нынешняя региональная кампания окажется успешной для партии власти, то мажоритаризация выборов продолжится: «Пока рейтинги ЕР растут, но могут опять резко обвалиться, поэтому-то на местах и подстраховываются. Если дело пойдет такими темпами, то на низовом уровне у нас могут остаться только мажоритарные выборы, за исключением, разумеется, кавказских республик. Но большое количество одновременных низовых кампаний контролировать сложно даже админресурсу, поэтому вполне может повториться прецедент выборов 1989 года в Верховный совет СССР, когда начали побеждать оппозиционеры. Однако пока ЕР не получит где-нибудь сокрушительного поражения в виде непрохождения 50% одномандатных кандидатов, кампания по мажоритаризации в стране свернута не будет», – предположил Калачев.
Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов пояснил «НГ», что от системной оппозиции кандидаты все же не боятся баллотироваться, часто выдвигаются от нее и ЛОМы, поскольку не все желают иметь дело или с партией власти, или, наоборот, вовсе с несистемщиками, а «партийная крыша все равно нужна кандидатам». Но сейчас в политике наступил такой момент, когда требуется свежесть подходов, так что для КПРФ главное - привлечь потенциальных кандидатов своей повесткой, неким собственным драйвом. То есть основная задача партии в том, чтобы оживить политическую повестку, сделать ее интереснее. А если к коммунистам придут не представители социально одобряемых профессий, а к примеру, какие-то блогеры, то и тут ничего страшного не будет: «Как показывает опыт, это люди вполне себе проходные, зачастую они получают даже больше голосов, чем местные знаменитости». При этом ставка КПРФ на образ будущего, по мнению эксперта, в целом правильная, как и расчет на местную конкретную повестку. Куртов полагает, что теоретически полный переход системы на низовые мажоритарные выборы реализуем, ведь это компенсирует предстоящее упрощение местного самоуправления. Но в этом случае админресурс ждут перегрузки - легче координировать партийные штабы, чем множество мелких кампаний. Между тем, все это чревато неожиданностями на выборах, которые власть очень не любит.Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заверил «НГ», что все шансы у КПРФ в этом году, как ни странно, есть: «Ведь сейчас есть ощущение, что ЛДПР будет не до региональных выборах, ее электорат постараются размазать ровным слоем между парламентской оппозицией - КПРФ, СРЗП и «Новыми людьми». Либералы же активно эмигрируют, так же, как и их электорат, даже «Яблоко», судя по всему, не испытывает особого оптимизма по поводу выборов, лидер партии Николай Рыбаков все больше напоминает грустного Пьеро. В то же время ЕР занята спецоперацией и ей немного не до выборов, так что коммунистам надо ловить момент». Поэтому у КПРФ есть все основания показать историю успеха. С одной лишь оговоркой: ограничиваться сейчас региональной и местной повесткой не имеет смысла, потому что в обществе наблюдается подъем и оптимизм именно из-за федеральной повестки. «Упускать такую перспективу сыграть на патриотических настроениях неразумно», – заявил эксперт. Мухин напомнил, что хотя он давно является сторонником перехода на 100% к мажоритарным выборы, «такое вряд ли возможно, в Кремле любят перестраховываться, а резкий переход будет шоком для избирательной системы». Тем не менее, по его мнению, нет сейчас особых опасений, что повторится ситуация 1989 года, да и на низовых выборах главное не контроль админресурсом, а бюджет кампании. Так что все-таки, наверное, «власть остановится на мажоритарке в 50-75% для региональных заксобраний».