Осенью прошлого года КПРФ собирала людей на встречи с депутатами без согласования с властями. Фото Reuters
КПРФ по традиции организует всероссийскую акцию на 1 мая, называя ее по-старому Днем международной солидарности трудящихся. Крупной праздничная манифестация, похоже, будет только в Москве, где уже согласована как бы встреча депутатов Госдумы с гражданами, а на самом деле митинг. В регионах встреч с депутатами заксобраний не будет, для них теперь приходится получать разрешения от властей, а иначе – задержания. Поэтому коммунисты подают заявки на митинги и пикеты и уже кое-где судятся из-за отказов. Столичный же формат отсылает к событиям прошлого года, когда во время выборов и после них левые позволили себе несанкционированное появление на улице. С тех пор, отметили эксперты, рамки для политической деятельности сильно сузились, но ожидать от Компартии выхода за них точно не стоит.
КПРФ уже согласовала акцию «За социализм, за смену курса развития страны, за победу народа!» на Театральной площади в Москве. Коммунисты называют это встречей с депутатами Госдумы, хотя, по сути дела, предстоит обычный митинг. Кстати, в Компартии подтверждают, что именно федеральным депутатам предварительно заявляться и не надо, это требование включено в закон по отношению к региональным законодателям.
По обыкновению руководство КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым появляется именно на столичной акции. Среди заявленных на нее лозунгов преобладают и традиционные левые, и современные вроде требования к власти принять партийный документ «20 неотложных мер для преображения России». В небольшом количестве имеются призывы по поддержке украинской спецоперации, российской армии и независимости Донбасса. В общем, радикально-протестной акцию трудно назвать.
«НГ» поинтересовалась у левых статистикой по организации выступлений в других регионах страны. Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев пояснил, что она пока собирается. Но уже понятно, что встречи с депутатами пройдут буквально в трех-четырех регионах. Он объяснил это тем, что раз такой формат следует согласовывать как митинг, то проводить его без разрешения – это подставлять товарищей. Однако если в какой-то регион выедут федеральные депутаты партии, то встречи возможны. Но в основном ЦК направило регионам рекомендацию бороться за право организовывать классические митинги – со сценой, выступлениями, плакатами и красными знаменами. И сейчас КПРФ уже активно судится с властями за реализацию такого права. При этом в четверти регионов, по словам Камнева, наблюдается «полный глушняк», когда власти не дают провести левым даже малочисленное и «не опасное» мероприятие, например, возложить цветы к памятнику Ленина, конечно, из-за ковид-ограничений. Еще в трети регионов акции КПРФ уже разрешены в виде митингов и пикетов.
В прочих субъектах РФ мероприятия пройдут по-разному: где-то КПРФ присоединится к шествию профсоюзов, где-то будут автопробеги, концерты в ДК, возложения цветов. «Власти на местах иногда нам сразу же предлагают присоединиться к шествию профсоюзов. И поскольку речь не идет о том, чтобы идти в одной колонне, чтобы активисты КПРФ были незаметны на общем фоне, а какое-то время спустя, то рекомендуем все-таки соглашаться. Но вообще-то из-за запретов на 23 февраля мы судились и где-то в трети регионов добились разрешений на митинги, по нынешним временам это довольно много. То есть сперва администрации запретили, а суды потом разрешили. И поэтому мы не оставляем надежды полностью вернуть улицу», – пояснил Камнев. Но вообще-то он констатировал, что политическое пространство для оппозиции постоянно сужается. «Непонятно, как власть будет добиваться консолидации общества, если оппозиция подвергается преследованию, даже парламентским партиям запрещают акции. Сужение политического пространства не ведет к объединению граждан, а наоборот, может привести только к делегитимизации власти», – подчеркнул коммунист. При этом он подтвердил, что за рамки закона партия выходить не собирается. И хотя в регионах иногда случаются подобные эксцессы, но это тогда, когда власти все запрещают или доводят общество до такого состояния, что оппозиция выходит несогласованно. Но это скорее исключения: КПРФ парламентская партия, и она ищет законные методы для отстаивания своих прав.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что действительно рамки политической деятельности для оппозиции и всего общества последние годы последовательно сужаются. Это касается и митингов, и выборов, и вообще любой общественной активности. «Этими рамками уже фактически задавлены либералы, но давят и на левых, и на любую оппозицию. Однако ожидать, что коммунисты выйдут за рамки, пока не приходится», – считает эксперт. В краткосрочной перспективе КПРФ стоит на патриотических позициях, активно поддерживает внешнюю политику власти. Теоретически – в среднесрочной перспективе КПРФ может выйти на протесты, если будет не удовлетворена итогами спецоперации, но на акции против побеждающей власти точно не выйдет: «Логика у руководства партии такая: оно исходит из того, что по-любому ЕР не может получать 100% на выборах, а электоральное ядро КПРФ таково, что та всегда будет в парламенте. Так что коммунисты будут бороться в том коридоре возможностей, который обозначила для них власть, может, временами чуть расширяя границы, но точно не выходя за них».