Прежним украинским символам не оставят места на контролируемых российскими войсками территориях. Фото РИА Новости
На третий месяц спецоперации колеса российской бюрократии провернулись – и стала ясна тактика действий на так называемых освобожденных территориях. Это Херсонская область и часть отнятой у Киева Запорожской. Внутренняя политика новых властей выстраивается по одному образцу: внимание отдается информационно-пропагандистской работе и борьбе с прежними госсимволами. Но гражданской власти как таковой там нет, пророссийские активисты и нейтральные управленцы делают вид, что рычаги у них, а они, конечно, в руках силовиков. Потому административно-хозяйственная деятельность сводится в основном к ремонту и гуманитарке, все, что более глобально, – это тоже пиар. В Северной Таврии, похоже, идет экспериментальный прогон тех решений, которые войдут в общий план по денацификации Украины.
На первый взгляд самые свежие новости с той же Херсонщины касаются как раз экономических и административных изменений, связанных с переходом этого региона под полный российский контроль. За исключением, впрочем, самых западных территорий, которые представляют собой ближний тыл армейской группировки, угрожающей Николаеву. Близость к фронту сказывается постоянно: вот и в ночь на 28 апреля по самому Херсону был нанесен комплексный ракетный удар, в городе есть разрушения, хотя информация о жертвах приходит противоречивая.
Тем не менее с утра четверга по российским СМИ стала расходиться информация о скором переходе области в рублевую зону. Источником стало одно из государственных информагентств, которое сослалось на заявление зампреда военно-гражданской администрации (ВГА) Кирилла Стремоусова. Он же одновременно возглавляет общественный комитет спасения Херсонщины «За мир и порядок». Стремоусов пояснил, что переход начнется уже с 1 мая, продлится несколько месяцев, на протяжении которых украинская гривна будет ходить параллельно с рублем, но потом ему объективно уступит. Он же 28 апреля отметился и громким обещанием, что канал в Крым, проходящий в этих местах, работать будет гарантированно, водяной блокады полуострова больше никогда не будет. Понятно, что это недвусмысленный намек на то, что Херсонская область станет частью России или как минимум некоего прокси-образования.
Однако кто же такой Стремоусов, который за руководство РФ может решать вопросы о зоне действия рубля и месторасположении ее госграницы? «НГ» самым внимательным образом просмотрела все пророссийские соцсети Херсона – вплоть до тех, где публикуются вновь открывшиеся автобусные маршруты. И нигде не было обнаружено упоминаний, а кто же возглавляет Херсонскую ВГА. По идее, это должен быть российский силовик, но похоже, что формально такового и нет. Кроме того, не нашлось и указаний на то, по какому адресу располагается ВГА. Стремоусов, таким образом, – это пророссийский активист, который создает иллюзию того, что Херсон находится под твердой рукой России.
Однако вторая большая новость из этого региона, например, состоит в том, что для области уже подобран новый губернатор – это украинский оппозиционер Владимир Сальдо, партию которого недавно запретил киевский режим. Мэром административного центра стал Александр Кобец – действующий депутат горсовета. Кстати, чуть более месяца назад прежний мэр, оказавшийся в итоге засланным из Украины казачком, еще значился среди учредителей того самого комитета спасения Херсонщины. Новые же назначения выглядят некой параллельной структурой к якобы действующей ВГА, но на самом деле российские кураторы Северной Таврии, похоже, пробуют различные варианты удержания контроля над территорией.
Скажем, на освобожденной части Запорожья, временной столицей которого стал Мелитополь, ситуация еще более запутанная. Тамошней ВГА тоже не слыхать и не видать, но зато тут действует некий Главный совет при данной структуре. Впрочем, найти информацию о том, кто руководит хотя бы этим советом, тоже невозможно. Но зато есть активный член Главного совета Владимир Рогов – выходец из города Запорожья, который в 2014–2015 годах мелькал на российском ТВ как один из самых жестких пропагандистов русской весны. Сейчас он занимается примерно тем же, хотя, конечно, в Telegram-канале Рогова есть много сообщений и хозяйственного плана.
Украинский оппозиционер Владимир Сальдо получил от РФ мандат на Херсонскую область. Фото со страницы Владимира Сальдо в Facebook (соцсеть принадлежит компании Meta Platforms Inc., признанной экстремистской организацией и запрещенной в России) |
Тем не менее «НГ» решила выяснить у экспертов, не чрезмерен ли нынешний перекос в сторону пропаганды и идеологического символизма. Глава аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, наоборот, считает, что именно «до работы политической на освобожденных территориях пока далеко». Сейчас, по его мнению, как раз больший упор делается на организации обыденной жизни. «Что касается власти, то в Кремле, видимо, не определились, что в итоге делать с этими территориями, нет ни окончательного решения, ни четкого плана действий. Будут ли эти территории независимыми, как планировали сделать ДНР и ЛНР, будут ли они частью России или все же станут новой независимой Украиной? А раз есть такая чересполосица мнений, то и целеполагания не провозглашается», – пояснил «НГ» коммунист. При этом он обратил внимание, что, похоже, именно в Херсонской области из-за близости Крыма налаживание гражданской жизни все-таки идет успешнее, раз ВСУ стали вести безадресные обстрелы. Обухов также объяснил, почему глав ВГА особенно не видно: «Это все-таки люди военные, они по статусу не должны высовываться, логичнее на передний план выпустить местных жителей, которые пошли в новую власть. Хотя разумнее было бы сделать пророссийское правительство Украины «в изгнании». Хотя бы потому, что, видимо, после ДНР и ЛНР украинские земли будут присоединять к России все-таки частями – по технологии Ленина. Но пока озвучивать этого не хотят – сейчас есть только тактические успехи, а когда будут стратегические, тогда, наверное, и будет оглашены какие-то планы».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев тоже считает, что все-таки хозяйственная работа на освобожденных территориях ведется, но поскольку относительно их будущего нет уверенности, то и активизировать ее не спешат, равно как и налаживать административные структуры. «У Кремля нет полной уверенности, что это удастся удержать. Поэтому первое, что сделали там, – это настроили российские телеканалы, чтобы воздействовать на общественное мнение. Для расположения жителей к РФ использовали и меркантильный интерес, выделив по 10 тыс. руб., что, по сути дела, является попыткой покупки лояльности. Однако не факт, что это сработает, люди вполне могут взять деньги, но остаться нелояльными», – пояснил эксперт. В информационной обработке людей тоже, видимо, пока особых успехов нет – скажем, референдум в Херсонской области так и не решились провести. Если это не было фейком, то отсрочка, возможно, связана с тем, что пока нет возможности провести процедуру хотя бы по видимости прилично, недаром часть херсонцев до сих пор выходит на проукраинские протесты. «Активная информационно-пропагандистская работа – это первый этап освоения территорий, административная начнется, когда результат хотя бы немного закрепится», – объяснил Калачев. При этом «так или иначе, власти РФ пытаются налаживать экономику и управление, но нет кадров и структур. Из местных там пока готовы к сотрудничеству только экс-блогеры и журналисты, российские управленцы и в регионы РФ неохотно едут, желающих же работать в Украине, похоже, нет. Местные хозяйственники, экономисты и администраторы, даже теоретически готовые работать на пророссийских позициях, опасаются из-за неопределенности дальнейшей судьбы данных территорий.