Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая защитит конституционные права граждан на бесплатное образование. Фото с сайта Государственной думы РФ
Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила автором пакета поправок, которые реформируют систему целевого приема в вузы. Из нынешнего кулуарного данный механизм должен стать публичным, а главное, востребованным и эффективным. При этом его участники – как сами студенты, так и учебные заведения и заказчики – получат больше прав, гарантий и обязанностей. Законопроект также является очередной попыткой убедить частный бизнес активнее финансировать данную сферу. Эти планы власти вынашивают давно, но именно сейчас они стали минимально осуществимыми. Теперь горизонт даже годового планирования находится в тумане западных санкций, а целевая учеба гражданина и последующая отработка им образовательных инвестиций занимает почти десяток лет.
Под законопроектом, внесенным в Госдуму 12 мая, стоит только подпись самой Яровой, но известно, что документ активно прорабатывался с правительством. Собственно, об этом прямо и говорится в пояснительной записке: «По итогам предварительного обсуждения с Минобрнауки и Минцифры сформировано общее предложение о том, что в 2022 году представляется необходимым отобрать ряд субъектов РФ для реализации предложенного механизма в пилотном формате, а в 2023 году запустить законодательный механизм в полном объеме».
Яровая при этом ссылается не только на поручение президента РФ Владимира Путина, которое было выпущено в октябре прошлого года, но и на «Народную программу» «Единой России», от имени которой, таким образом, вице-спикер Госдумы как бы и действует. Напомним, что ранее она проявляла большую склонность к разработке и продвижению разного рода запретительных законов, в частности, в сфере регулирования интернета. Так что выражение «пакет Яровой» стало для IT-отрасли синонимом ужесточения.
Однако теперь Яровая, судя по всему, решила сменить имидж – и настойчиво выступает в защиту конституционных прав граждан. Может быть, все дело в том, что они связаны не со свободой поиска и распространения информации, а с гарантиями на равный доступ людей к бесплатному образованию. Понятно, что данное положение Конституции гораздо популярнее среди широких народных масс. Вместе с тем, указывается в пояснительной записке, «сложившаяся система целевого набора нарушает закрепленные принципы законодательства: целевое обучение недоступно всем гражданам РФ на конкурсной основе».
Яровая не углубляется в подробности, которые, с другой стороны, достаточно понятны. Нынешние целевые наборы представляют собой больше лазейку для продвижения на бюджетные места тех абитуриентов, которые либо проиграли в честной борьбе для них, а коммерческого образования их родители не тянут или не хотят тянуть, либо для устройства своих людей. Дело в том, что в основном заказчиками целевого обучения выступают крупные госкомпании.
«Законопроект направлен на формирование комплексной системы выбора и доступности целевого обучения для всех граждан на основе публичного конкурса и публичных заявок работодателей, совершенствование системы подготовки специалистов, расширение возможностей для молодежи в бесплатном получении востребованной профессии и создание гарантий трудоустройства после завершения целевого обучения», – таким образом формулирует Яровая ключевой замысел своих поправок. Между тем есть данные соцопросов о том, что 47% респондентов признаются в работе не по полученной им в вузе специальности. Среди бизнесменов же 37% опрошенных указывают на то, что основная сложность для них – это никак не преодолимый кадровый дефицит. Яровая напоминает, что в ближайшие пару лет государство готово выделить деньги на дополнительные 45 тыс. бюджетных мест, а потому, дескать, именно сейчас «необходимо, чтобы такие масштабные вложения в высшее профессиональное образование стали инвестициями в национальную экономику и в реальное успешное будущее выпускников школ».
Теоретически ее законопроект выглядит стройным и логичным: публичное предложение учебных мест сопровождается столь же публичным запросом на их получение в результате конкурсного отбора, правила и особенности которого тоже должны быть открытыми для всех. Кроме того, будущему студенту заказчик должен объявить, где тому предстоит работать в течение трех лет после вуза, какие соцпакеты полагаются и прочие немаловажные подробности. Исполнитель заказа берет на себя обязательство хорошо учиться и заплатить штраф в случае отказа от целевого набора, бюджетные образовательные учреждения получают гарантированные деньги не только на существование, но и на развитие. За все платит соответствующий уровень бюджета, однако регионам и муниципалитетам обещаны и федеральные дотации в рамках контрольных цифр приема. Кстати, заказчик, не выполнивший своих обязательств, тоже платит штраф в госказну в размере понесенных той расходов.
Но это все касается именно госкомпаний, к которым теперь, правда, предлагается добавить, скажем, сельхозпроизводителей и резидентов территорий опережающего развития и прочих подобных льготных зон. То есть частному бизнесу все-таки дается кусочек госбюджетного пирога, но в основном ему предлагается вкладывать в данную государственную сферу свои ресурсы. Анализ законопроекта Яровой показывает, что никаких особых льгот и стимулов негосударственному капиталу даже не предлагается. Вряд ли можно считать таковыми право увеличить срок отработки выпускников свыше положенных всем трех лет. Предполагается, что бизнесмены и так хорошо понимают значение образованных работников. Наверное, это так, но теперь им реализовать такое понимание все труднее.
Из-за обширных западных санкций против России стратегическое планирование сильно потеряло в актуальности, а точнее, в достоверности. Между тем образовательный процесс – это именно стратегия, учеба и работа по распределению занимают почти десяток лет, но кто может отныне знать, сохранятся ли определенные вакансии и сам бизнес вообще? Кроме того, нетрудно заметить, что Яровая и стоящее за нею Минобрнауки лоббируют именно государственную сферу образования. На это в комментариях «НГ» обратил внимание ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов. По его мнению, очевидно, что «в механизм целевого приема необходимо внести гласность». Ведь один из основных его недостатков – это закрытость, «большинство договоров заключаются с профессиональными организациями только с госучастием», хотя до 80% ВВП страны обеспечивают структуры без госучастия. «Пока одна часть нашей экономики, как и образования, существует по законам социализма, другая – по законам капитализма», – заметил Зернов. «Надеюсь, что данный законопроект будет работать на повышение конкурентоспособности экономики и способствовать эффективной подготовке кадров. Хотелось бы, чтобы подобный законопроект появился и для магистратуры, и для ускоренной подготовки кадров. В СССР была гибкая система подготовки, она позволяла за год обучать кадры по новому направлению на мировом уровне. Хотелось бы также внести в законопроект поправки, которые позволили бы нам за год осуществлять подготовку магистрантов по новым направлениям с учетом появления новых прогрессивных технологий», – подчеркнул ректор РосНОУ.