Обращение с пленными украинскими бойцами не выходит за конвенциональные рамки. Кадр из видео Министерства обороны РФ/Reuters
Украинское подразделение «Азов», которое в России признано экстремистской и запрещенной структурой, 26 мая будет запрещено еще раз, теперь уже как террористическая организация. Генпрокуратура направила соответствующее представление в Верховный суд (ВС) РФ. Между тем заседание Госдумы 17 мая показало, что сражение на «Азовстали», которое вроде бы завершается, превратилось во внутриполитический фактор. Сдача в плен украинских военнослужащих стало поводом для очередной дискуссии условных партий мира и войны. И не только на Охотном Ряду доминирует именно последняя – похоже, ее позиции теперь укрепились и на самом верху.
«Минюст России информирует, что административное дело о признании украинского военизированного националистического объединения «Азов» (другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов») террористической организацией и запрете его деятельности на территории РФ назначено к судебному разбирательству на 26 мая в здании Верховного суда России», – указывается на сайте ведомства. В ВС уточнили, что иск Генпрокуратуры будет рассмотрен в закрытом режиме.
Решение надзорного органа выглядит как бы прямым следствием прозвучавших в Госдуме заявлений о невозможности рассматривать азовцев как ординарных военнопленных. На самом деле высказывания депутатов, начиная с председателя нижней палаты Вячеслава Володина, скорее всего стали информационным элементом подготовки к операции по предстоящему отказу как Украине, так и Западу в обмене этих людей на плененных российских военнослужащих. И в принципе именно такой подход можно было предвидеть заранее. Поскольку президент РФ Владимир Путин не раз публично заявлял о готовности к гуманитарным перемириям в ходе спецоперации и, главное, приказывал их проводить, то было ясно, что хоронить азовцев под развалинами завода все-таки не будут. Однако российская власть решила жестко и оперативно отреагировать на попытку Киева и западных медиа представить выход украинцев из подвалов «Азовстали» как некую победу над РФ.
При этом похоже, что еще накануне в принципе был возможен и другой вариант, а именно обмен. Но в ночь на 17 мая патриотические сетевые ресурсы заполнили тревожные сообщения – мол, «партия мира» внутри и около Кремля готовится согласиться с тем, чтобы отпустить азовцев домой, а Украина уже собирается праздновать этот крупнейший провал спецоперации РФ. Поэтому неудивительно, что один из думских «ястребов» – эсэр Анатолий Вассерман прямо в начале заседания нижней палаты предложил принять постановление ГД или даже закон, запрещающий обмен, по его словам, «нацистских преступников». Хотя такого вопроса в повестке заседания не было, спикер инициативы отвергать не стал, согласившись, что соответствующая парламентская работа может быть проведена.
Более того, Володин заявил, что «нацистские преступники не должны подлежать обмену – это военные преступники, мы должны делать все для того, чтобы они предстали перед судом». Аналогичные требования высказали почти все фракции Госдумы, которые в основном и выступили со своими оценками международной ситуации в контексте спецоперации. А врио главы фракции ЛДПР Леонид Слуцкий по ходу речи дошел до пределов радикального подхода – восстановить в России возможность применять высшую меру наказания именно к тем, кто обвиняется в нацистских проявлениях. «Если чудовищные преступления против человечности будут доказаны, вновь повторю свое предложение сделать исключение из моратория на смертную казнь в России и дать право суду рассматривать возможность применения высшей меры» – так сформулировал он свое предложение. Понятно, что признание «Азова» террористической организацией будет большим шагом в реализации именно подхода Слуцкого, а значит, он вовсе не случайно его огласил в нужный день.
Впрочем, тот факт, что «партия войны» доминирует в Госдуме, удивлять не должно, потому что за последнее время эта условно ультрапатриотическая часть власти вообще сильно укрепилась. Как представляется, это стало результатом ужесточения позиции президента. И теперь ему надо как-то убедительно выходить из прежде данных обещаний проявить подлинный гуманистический подход к закрывшимся на «Азовстали» боевикам. Проще всего это будет сделать в том случае, если переквалифицировать тех из солдат в террористов, да еще действующих к тому же на основании нацистских убеждений. Напомним к тому же, что в подвалах разрушенного предприятия и среди пленных Москва, как это уже неоднократно указывалась в Сети, рассчитывает найти некий убедительный военно-политический компромат на главные страны НАТО.