Депутат Госдумы Мария Прусакова отмечает, что алтайские коммунисты привыкли к судебным сражениям за свободу собраний. Фото со страницы Марии Прусаковой в «ВКонтакте»
В двух регионах суды вдруг встали на сторону оппозиции, которую власти пытались придавить под предлогом защиты спецоперации от негативного отношения. В Псковской области не назначили штраф по «закону о военных фейках» активистке «Яблока», а в Алтайском крае КПРФ добилась права провести пикет против роста цен. Ранее тот был запрещен в связи с возможной дискредитацией армии. Это пока не перелом репрессивного тренда. Однако эксперты считают, что поток подобных дел может приостановиться. По крайней мере тех, которые возбуждаются на пустом месте.
18 мая в центре Барнаула все-таки прошел пикет коммунистов, согласованный властями города по решению суда. На его заседании было установлено, что запрет, основанный на логической связке протестов против роста цен с проведением спецоперации, убедительно обосновать так и не удалось.
Отказ в согласовании уличной акции был сформулирован так: «Заявленные пикеты могут повлечь распространение негативной информации среди большего количества людей и формирования у них негативного отношения к спецоперации на Украине, равно как повлечь необоснованный рост социальной напряженности, общественные волнения, способные вызвать нарушения общественного порядка и, как следствие, создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нанесения вреда имуществу». Особо показательно было такое указание суда: довод администрации города о том, что повышение цен связано с санкциями, введенными против РФ, не нашли обоснования, так как санкции в отношении России последовательно вводятся недружественными государствами на протяжении последних восьми лет. В общем, Фемида постановила, что пикет «Против повышения цен!» носит экономический характер и не имеет отношения к спецоперации на Украине, а соответственно не направлен на формирование у людей негативного отношения к спецоперации.
Напомним, что, по примерным подсчетам, за время спецоперации уже составлено около 2 тыс. административных и 14 уголовных дел. При этом прецедентов, когда суды вставали на сторону обвиняемых, не было обнаружено до тех пор, пока не появилось решение одного из судов Псковской области. Печорский райсуд вдруг прекратил дело о «дискредитации армии» в отношении учительницы математики, депутата Палкинского райсобрания яблочницы Любови Жильцовой. Она еще 25 февраля опубликовала в соцсетях свое фото с пацифистским плакатом, а через три недели в деревню Слопыгино приехала полиция для составления протокола по ч. 1 ст. 20.3. 3 КоАП РФ. В суде Жильцова не признала за собой вины, а судья после допроса полицейских прекратил дело за отсутствием состава правонарушения.
Между тем в последнее время решения судов по аналогичным претензиям, как правило, носили обвинительный уклон. Псковский и в меньшей мере алтайский сбои системы, возможно, случайны либо связаны с какими-то юридическими зацепками. Но не исключено и такое, что все-таки лавина преследований пацифистов понемногу останавливается – хотя бы по самым абсурдным поводам. И, похоже, нельзя отбрасывать и такой вариант, что повышенная справедливость проявляется судами тех регионов, где общество знает о потерях в ходе спецоперации не из репортажей ТВ, а от соседей, это переживших.
Что касается красного пикета в Барнауле, то депутат Госдумы, первый секретарь алтайского крайкома КПРФ Мария Прусакова пояснила, что 18 мая акция прошла без происшествий, администрация города исполнила решение суда. Но это не либерализация, сказала она, а результат «практики судебных тяжб, достаточно широкой и богатой, с администрацией края по отстаиванию права на проведение протестных акций». Прусакова заметила, что за несколько лет коммунисты выиграли немало дел, потому что с первого раза уличные мероприятия в этом регионе не согласовывают. Она уверена, что роль сыграли именно юридические доводы и профессионализм защитников КПРФ, а какой-то кампании по либерализации запретительного подхода не наблюдается.
То, что это никакая не оттепель, заявила «НГ» и член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова. «Скорее это стремление отвлечь внимание общества, а может, и нормальная работа отдельных судов. Потому что, например, по Петрозаводску пока были только обвинительные приговоры, причем по абсурдным делам», – подчеркнула она. Скажем, сообщила Слабунова, по «закону о военных фейках» в Карелии только что наказали штрафом в 30 тыс. руб. 77-летнюю ветерана МВД Татьяну Савинкину. Ее признали виновной в «дискредитации Вооруженных сил РФ» за то, что она приклеила пацифистскую прокламацию в лифте, заявление на нее написала председатель ТСЖ. По мнению яблочницы, алтайские и псковский примеры, возможно, сыграют какую-то роль, по самым пустым поводам станут чаще прекращать административные производства, просто для того, чтобы не привлекать негативного внимания общества к спецоперации.
Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев, в свою очередь, пояснил, что сыграл роль и такой фактор: «Администрация довела свои аргументы до полного абсурда и просто не смогла обосновать в суде, а суд встал на сторону нашу и здравого смысла». Но в начало либерализации ему не верится, просто «если в стране началась компанейщина, то случаются как перегибы, так и поблажки, это в духе системы». Так что справедливые решения судов останутся точечными, а вал дел и запретов скорее всего продолжится. «Только, наверное, можно предположить, что теперь власти будут хитрее, будут согласовывать свои запреты с правоохранителями, а правоохранители свои доводы обвинения с юристами, просто чтобы оппозиции было сложнее судиться», – предположил Камнев.
Однако глава Политической экспертной группы Константин Калачев, напротив, полагает, что все-таки в ближайшее время маховик скорее всего будет приостановлен. «Пока это отдельные сигналы, однако, видимо, было решено системную оппозицию оставить в покое, а КПРФ и «Яблоко» – это системные игроки. Свою роль сыграло и то, что своей цели каток дел достиг, акции протеста против спецоперации, да и пацифистское движение в целом сошли на нет. И теперь можно несколько сдать назад, то есть тщательнее выбирать, с кем бороться», – заявил «НГ» эксперт. Так что если по первому времени хватали кого попало, то дальше под давлением, видимо, останутся несистемщики, журналисты, радикальные гражданские активисты, но абсурдные и необоснованные дела все же прекратятся. Калачев допустил, что, возможно, и сама судебная система не хочет себя дискредитировать согласием с юридически несостоятельными доводами правоохранителей. В том числе и потому, что в ряде регионов административные и уголовные дела по «закону о военных фейках» – это креатив местных начальников, которые просто зарабатывают на свое повышение. А еще Калачев согласился с тем, что Алтайский край и Псковская область действительно представляют собой те регионы, специфика которых позволяет многим их жителям быть в курсе того, во что обходится стране идущая спецоперация. И потому там абсурдные дела вызывают в обществе повышенное раздражение.