Свердловские мундепы КПРФ публично демонстрируют поддержку своему кандидату. Фото со страницы Романа Ступникова в «ВКонтакте» |
Экспресс-проверка медийного поля показала отсутствие серьезных скандалов в связи с прохождением муниципального фильтра кандидатами в губернаторы от думской оппозиции.
Возможно, интерес у СМИ низкий и потому, что нынешняя избирательная кампания вообще идет по размеренному сценарию. В нем благодаря спецоперационному консенсусу политических сил заранее определены те регионы, где случится конкурентная борьба или хотя бы ее имитация, и те, где референдумный характер выборов будет максимально очевиден.
Так что в отличие от прошлых электоральных сезонов парламентские партии решили ни на что не жаловаться. Как пояснил «НГ» член центрального совета «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Михаил Емельянов, от кандидатов ничего не слышно о проблемах в регионах, «везде сбор подписей идет нормально». И хотя он заметил, что даже в самых размеренных кампаниях бывают неожиданности, но пока надо посмотреть, все ли выдвиженцы партии проходят через фильтр. Емельянов пояснил, что у эсэров работа ведется с депутатами на местах, на уровне глав реготделений никаких договоренностей с другими партиями не было, поскольку, мол, СРЗП не видит в этом смысла.
Член высшего совета ЛДПР Алексей Диденко сказал «НГ», что, конечно, темпы сбора подписей у партийных кандидатов разные – в каких-то регионах процесс идет поживее, в каких-то – тормозит, но опасений насчет непрохождения фильтра нет нигде. Сложности пока наблюдаются только в Карелии, но они вроде бы чисто технические: «Изучаем, в чем дело, понимаем, что мелкие барьеры и какие-то ямки есть всегда. И сейчас еще и сезон отпусков, так что уезжают на отдых не только депутаты, но кое-где и нотариусы. Но мы не один год проходили данный механизм, в этих же регионах преодолевали фильтр пять лет назад, так что это не является для нас сверхзадачей. И хотя где-то у нас молодые руководители отделений, где-то и на выборы идут новички, но мы всем им помогаем». Диденко сказал, что и в ЛДПР кандидаты работают непосредственно с мундепами, а не на уровне руководства их партий, потому что есть «устоявшиеся личные контакты со многими депутатами».
Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев подтвердил «НГ», что в 13 регионах кампания идет более или менее спокойно, никаких сигналов о юридических проблемах оттуда не идет. Исключение – Удмуртия, где на мундепов от КПРФ оказывалось давление (см. «НГ» от 07.07.22). Первый зампред ЦК Юрий Афонин сообщил «НГ», что кроме Удмуртии, сложности, хотя и не критического характера, наблюдаются еще в Свердловской и Владимирской областях. Например, в это последнем регионе левых депутатов убеждали ставить подпись не за кандидата КПРФ Антона Сидорко, а за представителя «Коммунистов России».
Между тем первый секретарь удмуртского рескома Владимир Бодров заявил «НГ»: «Своими силами уже собрали подписи, причем и по количеству, и по качеству, то есть у нас есть и территориальный разброс, необходимый по закону. В принципе могли бы пройти и два фильтра, будь в этом необходимость». По поводу жалоб в правоохранительные органы он сказал, что разбирательство идет, его результатов еще нет. Но стало известно, что если с мундепами силовики уже беседуют, то тех, кого обвиняли в давлении, на разговоры не вызывали. А кандидат от КПРФ Александр Сыров уже столкнулся с новыми сложностями – информационными атаками в местных газетах и соцсетях с намеками на якобы покупку им подписей. Поэтому-то, пояснил Бодров, коммунисты подстраховались и взяли автографы еще и у независимых кандидатов. Но он подчеркнул, что уверенно говорить о преодолении муниципального фильтра можно будет только после регистрации: «У власти еще остается сильный козырь в рукаве – технология задвоенных подписей. И если в городах депутаты – люди опытные, то в сельских поселениях бывают наивные простоватые граждане, которые вроде бы действительно не понимают, что помочь другому кандидату – это значит не помочь своему».
Что же касается Свердловской области, то кандидат в губернаторы от КПРФ Александр Ивачев уже признал, что может столкнуться со сложностями муниципального фильтра. Об этом он заявил сразу же после подачи документов в облизбирком, но предупредил, что «легитимность выборов без кандидата от КПРФ будет нулевой». И Ивачев пояснил «НГ», что коммунисты в принципе собрали необходимые подписи, сейчас они на юридической проверке. Однако у партии из необходимых 121 депутата есть только 72, так что пришлось договариваться с независимыми и представителями других партий, так что здесь и может ждать засада. «Пройдут ли проверку все автографы – покажет время. Мы работали с депутатами на земле, а с руководителями партий не договаривались, так что ни одну из не наших подписей проверить не в состоянии. С некоторыми партиями у нас возникали трения, да и с губернатором происходили пикировки. И, конечно, понятно, что мундепов заставляли отдавать подписи за главного кандидата, которому принадлежит право первой ночи», – заметил он.
Как этот механизм действует, описала лидер новгородских яблочников Анна Черепанова, которая намерена зарегистрироваться кандидатом в губернаторы. Она направила обращение главам всех поселений области и районных дум с просьбой поддержать ее выдвижение, а также проинформировать депутатов. Поступило около трех десятков ответов, в почти 70% которых сказано, что они не будут этого делать, так как это не входит в их полномочия. Сами же руководители, дескать, уже приняли личное участие в «подписной кампании». «То есть депутаты в районах Новгородчины участвуют в некой «подписной кампании», которая избирательным законодательством не предусмотрена. Возможно, они имеют в виду, что поставили подписи в поддержку губернатора Никитина и согласованных с ним кандидатов. А потом в администрации губернатора решат, кому и какие подписи выдать для регистрации и участия в выборах, а какие выбросить в мусор», – подчеркнула Черепанова.
Собеседник «НГ» в одной из парламентских партий отметил: «Все прекрасно понимают, что кандидаты согласованы – и у эсэров, и у коммунистов, и тем более у либерал-демократов. Никаких буйных никуда не пропустят – ни от парламентских, ни от непарламентских партий. А сами партии не ведут переговоров с коллегами на местах вполне ожидаемо. В думской оппозиции понимают, что и ЕР – это марионетка в руках исполнительной власти. Субъекты, с которыми следует вести переговоры, – это губернаторы и их аппарат».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Муниципальный фильтр – это в любом случае технология недопуска кандидатов. Всем известны факты тотального сбора подписей командами губернаторов у мундепов с последующим распределением главному кандидату и его спарринг-партнерам. Также известна технология с задвоением подписей, когда реальному кандидату дают подписи те депутаты, которые уже подписались за других, что выясняется, как правило, уже в ходе проверки. И тогда неугодного снимают с выборов». Он сказал, что сигналы о двойных подписях уже шли из Удмуртии, потому что там «могут зарубить не только коммуниста Сыроева, но и эсэра Вадима Белоусова - он не местный, но статусный. Эксперт подчеркнул, что больших сюрпризов по ходу кампаний не ожидается, хотя ряд врио имеет проблемы с узнаваемостью, а кое-где главы регионов испытывают трудности с показателями рейтингов и антирейтингов. Проблемные территории это Карелия, Марий Эл, Удмуртия и Бурятия. В Свердловской области у губернатора особых сложностей нет, но коммуниста там могут «наказать» за участие в кампании против Ельцин-центра.«Если территория проблемная, то, естественно, главы стремятся не допустить любыми способами конкурентов за победу. Но сами парламентские партии в большинстве случаев не хотят себе проблем, и не на победу они нацелены, лучший приз для них – хорошее второе место. Да и представители региональных элит после показательной истории с Сергеем Левченко поумерили свой пыл. Но хотя выборы и имеют референдумный характер, муниципальный фильтр страхует от неожиданностей. Главной сложностью поэтому для властей может стать низкая явка, которая сделает победу не столь убедительной, хотя, с другой стороны, облегчит применение админресурса. Однако основной становится мобилизационная риторика, а значит, доминантой в кампаниях кандидатов будет спецоперация. И поэтому завышенных обещаний никто давать не будет, работа будет скорее не с образом будущего, а с текущими проблемами», – подчеркнул Калачев.