Первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин уточняет генеральную линию партии. Фото с сайта www.kprf.ru
Как стало известно «НГ», установка для избирателей КПРФ «голосовать только в последний день и только бумажным бюллетенем» будет смягчена, если не пересмотрена. Под конец регистрации на дистанционное электронное голосование (ДЭГ), а это 5–6 сентября, коммунисты дадут электорату уточнение – «голосуй любым удобным способом». Эксперты отмечают, что, хотя тактика поворота лицом к ДЭГ и даст левым дополнительные аргументы в споре с властью о его результатах, механика смены курса до конца не продумана.
От полного отрицания ДЭГ КПРФ переходит к компромиссному к нему отношению. По крайней мере на встрече с активом одного из столичных районов первый зампред ЦК Юрий Афонин заявил: «Если заставить отменить электронное голосование не получится, задача КПРФ – искать возможность для победы в новых условиях».
Афонин напомнил, что когда пространство для деятельности партий сокращается, в том числе и из-за ковид-ограничений, то выборы – это хорошая возможность отмобилизоваться, показать свою боевитость и способность активно работать. А еще он обратил внимание партийцев на то, что в последние годы сильно изменился избиратель КПРФ. И потому было логично, что он сам затронул тему отношения партии к ДЭГ. «Система позволяет действующей власти жестко отмобилизовать своих избирателей, которых уже сложно заставить приходить на избирательные участки. Благодаря этому власть имеет в запасе необходимое количество голосов для победы на выборах. Потому что обратный мобилизационный эффект, который должен быть у нас, отсутствует. И мы помимо нашей традиционной кампании пока, к сожалению, не создали альтернативный мобилизационный ресурс. Вопрос о создании системы, которая позволит нам противостоять электронной мобилизации лояльного властям избирателя, ключевой», – заявил Афонин.
Кстати, назвав полное игнорирование и тотальный бойкот дистанционки ошибочной тактикой, Афонин тем самым признал, что прежнюю парадигму – голосовать только бумажными бюллетенями и лишь в последний день – придется менять. Однако действенных рецептов пока нет, а потому Афонин осторожно уточняет: «Если избиратель КПРФ по какой-то причине не может прийти на участок и поддержать коммуниста, пусть лучше сделает это дистанционно, чем вообще откажется от голосования».
При этом руководитель аналитического центра ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Наша установка «голосовать только в воскресенье и только на участке» не отменяется, а скорее смягчается. Поэтому в первую очередь призовем избирателей к главному – голосовать за КПРФ, акцент будет на этом. И хотя воскресенье и бумажные бюллетени лучше, но если и вправду нет возможности, то пускай голосуют в любой удобный день и любым удобным способом». Однако он пообещал, что «параллельно будем вести кампанию, что интернет-голосование – это сплошной обман и фальсификации, надеемся создать для людей внутреннюю мотивацию, чтобы они сами предпочитали традиционный способ голосования». Активная разъяснительная кампания уточненного подхода к ДЭГ и многодневным выборам начнется ближе к сентябрю. В пяти из семи ДЭГ-регионов регистрация на этот формат завершается 5 сентября, а в двух – на сутки позже.
На вопрос о возможном контроле за ДЭГ Обухов напомнил, что КПРФ мобилизует своих наблюдателей для параллельного подсчета офлайн-голосов, уже создаются интернет-боты, куда будет поступать информация с УИКов посредством сканирования QR-кодов их протоколов. А вот над системой присмотра за ДЭГ в партии все еще думают: «Это все очень сложно, на сегодня мы не можем его проконтролировать». Так что левые все-таки разворачиваются к дистанционке, но как-то поздновато и не слишком решительно. Причем последнее касается как возможного принятия данной системы – с подобающими политическими оговорками, так и ее окончательного разоблачения с помощью какого-то более или менее верифицированного инструмента. Но пока, похоже, механика смены курса действительно не отработана, а значит, есть риск, что левый электорат слегка запутается в разных установках.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что причина такой перемены чисто электоральная: КПРФ полностью своими избирателями не управляет, особенно периферийными, а потому многие голоса уходили в никуда. «Есть немало тех, кто занят в воскресенье на тех же дачных участках, кстати, ради них власть и придумала интернет-выборы, но среди них существенная часть избирателей и КПРФ. Уехать на несколько часов раньше с дачи, чтобы проголосовать, способны только идейные. Коммунисты понимают, что они голоса в результате своей же агитации и теряют, а потому, осознав ошибку, меняют тактику», – подчеркнул эксперт. Макаркин напомнил, что на региональных, а тем более муниципальных выборах исход голосования зачастую зависит от нескольких десятков голосов. И он уверен, что смена парадигмы не дезориентирует людей, они поймут, что главный призыв – это проголосовать. И тогда левые получат аргумент в спорах с властью о ДЭГ, ведь на этот раз голосовать электронно будут призывать и они. Эксперт также согласился с тем, что придумать инструмент контроля над дистанционкой сегодня почти невозможно: ЦИК не примет никаких свидетельств, если наблюдатели не входят в официальную группу.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил, что предыдущая тактика КПРФ не оправдала себя, но причины ее смены и электоральные, и политические: «Сейчас коммунисты получат весомый аргумент в дискуссии с властью, которая раньше указывала им, что те сами виноваты в больших расхождениях между участками и дистанционкой из-за своей агитации. Теперь этот довод власть утрачивает. Плюс произойдет привлечение избирателей, колеблющихся и аполитичных, но симпатизирующих левым». При этом эксперт отметил, что и электорат старшего возраста, как показывают исследования, точно так же сидит в соцсетях, что и другие группы избирателей. Но позиции партии все-таки будет ослаблять двойственный посыл: «Получается, что КПРФ вроде бы и приглашает на ДЭГ, но все равно параллельно будет вести кампанию по его разоблачению. Это ни к чему не приведет, избиратель может запутаться в рекомендациях. Левые хотят усидеть на двух стульях, но рискуют оказаться между ними, люди лучше всего воспринимают простые и четкие призывы. Да и в спорах с властью контраргументы будут слабее, ведь КПРФ все равно станет транслировать предубеждение против ДЭГ». Так что в тех условиях, когда дистанционка реально удобна части избирателей, то, отвергая ее, партия должны предложить свой вариант контроля. «Аргументы о неподконтрольности ДЭГ не всеобъемлющи. Слабость этой позиции в том, что, говоря «а», КПРФ не говорит «б». Например, с политической точки зрения можно было бы призывать сторонников, голосующих электронно, делать скрины интернет-бюллетеней с галочкой за КПРФ и отправлять их на конкретный сайт. Да, таких доказательств ЦИК бы не принял. Но в споре с властью коммунисты всегда могли бы сказать: «За нас проголосовало, к примеру, 50 тыс. электронно, а где эти голоса?» Но левые не готовы идти до конца», – подчеркнул Калачев.