Григорию Явлинскому предстоит определить будущую траекторию партийного движения. Фото с сайта партии «Яблоко»
По информации «Независимой газеты», в «Яблоке» вполне могла пройти дискуссия об отношении партии к спецоперации. Шанс на это предоставил член регсовета Москвы эколог Сергей Менжерицкий. Он подтвердил прежнюю пацифистскую позицию, но заявил, что в случае продолжения боев все-таки будет за победу России. И причина лишь в том, что теперь это противостояние родной страны с объединенным Западом. Однако в «Яблоке» инициирована комиссия по его исключению, потому что, мол, по этому вопросу двух мнений быть не может. Эксперты считают, что руководство партии Григория Явлинского скорее всего изгонит Менжерицкого. И пока продолжит отсекать таких несогласных – вне зависимости от реальных настроений региональных активистов.
Менжерицкий написал пост в соцсетях, собравший уже более 500 комментариев и столько же лайков лишь за пару дней, – «О моем отношении к ситуации на Украине». Он указал, что в силу своего многолетнего участия в защите прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также членства в «Яблоке» и присутствия в ее столичном региональном совете считает необходимым прямо ответить на два принципиальных вопроса. Их периодически задают ему как коллеги по правозащитной деятельности, так и москвичи.
Менжерицкий с ходу заявил, что эмигрировать не собирается ни при каких обстоятельствах, ведь его предки были военными и врачами, которые защищали родину и лечили народ во все времена, даже самые тяжкие. После чего он представил вариант обновленного отношения партии к спецоперации. По его мнению, спецоперацией можно назвать только два месяца событий – вплоть до конференции НАТО в Рамштайне 26 апреля. И по поводу начальной стадии действий России на территории Украины его отношение совпадает с партийной позицией о необходимости немедленной остановки боев и начала переговоров при международном посредничестве.
И как раз попытки переговоров, начавшиеся в марте, напомнил Менжерицкий, вселяли надежду на мирный исход конфликта. Но все эти надежды были перечеркнуты апрельской конференцией НАТО в Рамштайне: «СВО для России на этом закончилась. С 26 апреля наша страна по факту оказалась втянута в крупномасштабную войну со всем Североатлантическим альянсом. Последствия мы пожинаем каждый день, и они становятся все трагичнее. По-прежнему называть происходящее специальной военной операцией и делать вид, что «все идет по плану», – значит, на мой взгляд, просто игнорировать реальность. Для меня как гражданина России не существует вопроса, какую из воюющих сторон сегодня поддерживать и чьего поражения желать. В ситуации сознательного блокирования мирных переговоров со стороны Запада я, разумеется, выступаю за поражение украинско-натовских сил в этом конфликте. Тот, кто выступает за решение проблемы «исключительно на поле боя», должен потерпеть поражение на поле боя».
Более того, эколог дал ответ и на эмигрантскую позицию о пользе для оппозиции поражения РФ: «Любые спекуляции в том духе, что «проигрыш России поможет свержению тоталитарного путинского режима и обеспечит победу демократии», считаю подлостью и предательством. Проигрыш России в сложившихся условиях несет огромные риски развала страны и очередного обрушения ее государственности, допустить которые мы не имеем права». Понятно, что после этого началось в соцсетях, хотя и надо отметить, что отдельные – не со стороны «Яблока» – голоса в поддержку были. В общем, партия Явлинского сейчас объективно оказалась на том же политическом распутье, что и социал-демократы в начале Первой мировой войны. В Германской империи они, скажем, выступили в поддержку действовавшей тогда власти, а в Российской часть социал-демократов стала желать поражения своей стране и превратилась во всем известных большевиков. И тогда низовой актив с трудом мог понять своих руководителей, а сейчас рядовые яблочники, работающие на земле и контактирующие с людьми, наверное, тоже не понимают всех тонкостей партийной позиции.
Эколог Сергей Менжерицкий предложил «Яблоку» третий путь. Фото с сайта yabloko.ru |
Однако член регсовета «Яблока» и председатель партийной комиссии Москвы Галина Михалева категорически заявила: «Позиция Менжерицкого противоречит партийной. Поэтому выхода три: либо он удалит пост и признает неправоту, либо сам выйдет из «Яблока», либо его исключат». Она пояснила, что парткомиссия может собраться уже на этой неделе, а потом по регламенту дело передадут в бюро, после чего оно и решит судьбу активиста. То есть в принципе исключение активиста еще не запущено, но оно на низком старте. «Очень жаль, что Менжерицкий занял такую позицию. Он реально много делал для экологии Москвы и для партии. Но сейчас такие времена, когда нельзя занимать третью позицию: либо ты за спецоперацию, либо против. Это политический раскол нашего времени. По этому вопросу плюрализм невозможен, это базовая позиция партии. Скорее всего его исключат уже до Нового года», – пояснила «НГ» Михалева. Потому что «это не вопрос, по которому может быть дискуссия, не ЛГБТ и не атомные электростанции».
Сам Сергей Менжерицкий пояснил «НГ», что готовит новый пост с подробным обоснованием своей позиции. Его он разместит и на своей странице в соцсетях и в закрытой яблочной группе. Он отметил, что к этой публикации его подтолкнула работа на низовом уровне, когда граждане просят его прояснить свое отношение к СВО. «Я уже 12 лет в экосфере и одновременно в партии, и люди постоянно просят прояснить мою позицию. И хотя я сам наполовину украинец, сегодня мне стало очевидно, что эскалация конфликта привела к тому, что украинский социум сейчас ненавидит практически всех россиян, без разницы - единоросс ты или яблочник. «Хороших русских» для них больше не существует и никакого смысла в переговорах с нами они не видят. Более того: в украинских пабликах я всё чаще читаю, что вся территория РФ теперь должна стать законной целью для атак ВСУ, в том числе террористических. Фактически, они уже ставят вопрос о переходе к практике «тотальной войны». Это, разумеется, очень серьёзная угроза. Лично я не хочу увидеть «Хаймарс», влетающий в наши окна, или стать жертвой теракта в метро. Поэтому я считаю, что в этой ситуации остаётся надеяться лишь на эффективность нашей армии и спецслужб... Кроме того, своим постом я хотел бы инициировать дискуссию внутри «Яблока», чтобы мне сказали по пунктам, в чём я прав или не прав. И, разумеется, поставить эту проблему перед нашим обществом. Угроза «тотальной войны» против всех нас существует и с этим нужно что-то делать. Возможно, партийное руководство Яблока вновь сочтёт возможным обратиться к руководителям РФ и Украины о необходимости сесть за стол переговоров и остановить это взаимное сползание к пропасти. Но, если моя позиция вызовет непонимание, то, в принципе, я готов выйти из партии», - подчеркнул он.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев сказал «НГ»: «Сейчас эта позиция очень популярная: я за мир, но против поражения Отечества. Это очень выгодно и безопасно с точки зрения власти. Многие сейчас вспоминают большевиков, но все-таки ситуация сейчас другая. «Яблоко» нишевая социал-либеральная партия, у нее особый путь, но яблочники все-таки не революционеры. И у «Яблока» нет никакого распутья, очевидно, что свою позицию там менять не собираются, а активист долго не задержится. Обычно несогласных с официальной линией вычищают. А если он такой патриот, то было бы логично, если бы он сам с оружием в руках шел защищать Родину». По мнению эксперта, сейчас у партии только две развилки – исключение активиста или неисключение, его вариант принимать не станут. Но сам он, видимо, станет для власти тем, «на примере которого будут показывать, как можно превратиться из либерала в патриота».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ», что параллелей с началом XX века все-таки нет: «Яблочники – это не большевики, хотя тоталитарные черты партия имеет, она вождистская, не терпит плюрализма мнений, который необходим для любой живой партии. Бунт и раскол купируются внутри структуры просто: все несогласные отсеиваются. Партия этим ничуть не смущается и называет процессом самоочищения. В результате это ведет к маргинализации партии, отрыву ее от народа, проигрышу выборов разного уровня. Судьба у таких структур печальна, они теряют контакты с низовыми активистами, которые либо выходят, либо не могут работать. Партии грозит постепенное угасание с таким подходом».