0
5206
Газета Политика Интернет-версия

31.01.2023 19:57:00

У властей России будет право на любые муниципальные реформы

После разрыва с Европой за местным уровнем сохранят лишь социально-экономические обязанности

Тэги: рф, совет европы, денонсация, соглашение, регионы, мсу, муниципальные реформы, публичная власть, единая система


рф, совет европы, денонсация, соглашение, регионы, мсу, муниципальные реформы, публичная власть, единая система Пиар-структура при администрации президента выступила в защиту среды обитания глубинного народа. Фото со страницы ЭИСИ в «ВКонтакте»

Госдума исполнит 16 февраля указание президента о денонсации соглашений РФ с Советом Европы. Среди них и Европейская хартия местного самоуправления (МСУ), нормы которой, по Конституции РФ, являются рамками для законодательства о МСУ. Его модернизация де-юре приостановлена год назад, хотя де-факто угнетение муниципалов продолжилось. И теперь госпропаганда развернула кампанию по поддержке малых городов. Похоже, реформу возобновят, чтобы убрать с местного уровня политику, но оставить социально-экономические обязанности перед населением.

После выхода РФ из Совета Европы Кремль не считает нужным исполнять обязательства – как правовые, так и финансовые.

В Госдуме и Совете Федерации были готовы к оперативному разрыву всех соглашений еще в прошлом году.

Однако этот процесс верховной властью был поставлен на паузу, очевидно, из соображений как геополитического – вдруг предстоит вернуться, так и оперативного порядка – занятости делами спецоперации. За законопроект президента, внесенный 17 января, депутаты намерены проголосовать 16 февраля – и скорее всего сразу в окончательном виде. Действительно, вряд ли Госдума позволит себе что-то из президентского текста исключить, хотя отдельные договоры явно пригодились бы стране в качестве именно продолжающих свое действие документов. Это прежде всего Европейская хартия МСУ, которая требует от государств соблюдать различные признаки самостоятельности данного уровня власти – правотворческий, политический, культурный и пр., но прежде всего финансовый.

Напомним, что до сих пор, по действующей Конституции РФ, нормы международного договора являются более приоритетными, хотя после поправок 2020 года и создан механизм обхода данного императива. Но в общем и без этого федеральный Центр в последние годы значительно урезал компетенцию МСУ, причем уже не просто сокращая бюджетную основу для исполнения многочисленных обязательств перед населением, а забирая наверх и сами эти обязанности. В основном социально-экономического характера, политические же права МСУ по ходу бесконечной реформы и ее постоянной корректировки были практически повсеместно почти полностью отменены.

Тем не менее, как известно, в декабре 2021 года сенаторы Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников представили в парламент законопроект, окончательно вписывающий муниципалитеты в единую систему публичной власти РФ. Этот документ уже тогда закладывал резкое расхождение с положениями Еврохартии МСУ хотя бы потому, что объявлял последнее не уровнем власти, а форматом организации жизни граждан. Наверное, для такой страны, как Россия, это было с исторической точки зрения более правильное решение, однако и проводить его стали традиционными для государства методами, то есть навязывать. Несмотря на шок в регионах, которые не могли понять, как будет организован, скажем, отказ от их административного деления на поселения с одновременным сохранением там условий для жизни людей без каких-либо властных структур, Кремль дал команду законопроект принимать. Первое чтение прошло в январе 2022-го, второе оптимистично наметили на конец февраля того же года. И отложено окончательное утверждение было не только из-за СВО, хотя в тот момент это была, видимо, главная причина, но и из-за глубокого непонимания того, как же потом приступать к намеченным преобразованиям.

При этом стоит отметить, что в значительной части таковые или уже были проведены, или велись. Например, отмена прямых выборов мэров городов и районов, отказ от партийного представительства по спискам в законодательных органах поселений и т.д. Политикой, впрочем, никто не ограничивался, упрощались и организационные основания МСУ, забирались наверх доходы и расходы, короче говоря, сокращались властные функции. Поэтому хотя де-юре муниципальная реформа весной прошлого года и была остановлена, де-факто она продолжилась и даже активизировалась. Например, пошло массовое создание городских и муниципальных округов – этого фундамента для предстоящего обезглавливания низового уровня власти. Или, скажем, вся система школьного образования бесповоротно была отнесена к ответственности субъектов РФ.

И вот теперь медиаресурсы госпропаганды и пиар-обслуга власти вдруг развернули кампанию по привлечению внимания к проблеме малых городов страны. К примеру, работающий на администрацию президента РФ Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) на днях провел большой круглый стол «Дискуссии о будущем. Малые города России». Еще после опубликованного анонса стало понятно, для чего же губернатором Ивановской области Станиславом Воскресенским была в середине января написана статья на эту тему для «Российской газеты». Ее пафос, напомним, был в том, что право на хорошую жизнь должны иметь не только жители мегаполисов. На самом круглом столе не раз звучало, что именно малые города сохраняют настоящие духовные ценности, это «хранители и охранители русских традиций». Но там, конечно, много проблем, прежде всего социально-экономических, так что власти как раз их и должны решать, чтобы люди с малой родины не убегали. Причем поскольку данные утверждения звучали в том чиновничьем стиле, когда частое употребление слов «должно», «необходимо», «предстоит», «следует» и пр. показывает, что на самом деле фактически ничего не сделано, не существует и не работает.

Судя по всему, региональные власти, а это сейчас все сплошь назначенцы Кремля, все-таки добились того понимания, что не стоит именно на них взваливать всю ответственность за деятельность в условиях роста тревожности или даже турбулентности. Похоже, что реформа МСУ – то ли де-юре, то ли по-прежнему лишь де-факто будет продолжена. Но самостоятельность местных властей будет заменена на выполнение указаний сверху о создании действенного барьера между реальной властью и населением. То есть не так важно, будут ли это какие-то формально выбранные деятели либо всего лишь чиновники, все равно их главным делом будет исполнение неких минимальных социально-экономических обязанностей хотя бы для того, чтобы послужить громоотводом. И никаких рамок международных обязательств теперь для этой реформы не будет. 


Читайте также


Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Иван Родин

Мэрия Череповца пока не разрешила КПРФ ставить памятник вождю

0
566
Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Игорь Субботин

Израиль хочет создать буферную зону, свободную от проиранских группировок

0
1845
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
1533
Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Об эксперименте по изменению неприкосновенных основ конституционного строя России

Местную власть встраивают в вертикаль по факту, чтобы потом зафиксировать это законом

0
1568

Другие новости