0
4602
Газета Политика Интернет-версия

31.01.2023 19:57:00

У властей России будет право на любые муниципальные реформы

После разрыва с Европой за местным уровнем сохранят лишь социально-экономические обязанности

Тэги: рф, совет европы, денонсация, соглашение, регионы, мсу, муниципальные реформы, публичная власть, единая система


рф, совет европы, денонсация, соглашение, регионы, мсу, муниципальные реформы, публичная власть, единая система Пиар-структура при администрации президента выступила в защиту среды обитания глубинного народа. Фото со страницы ЭИСИ в «ВКонтакте»

Госдума исполнит 16 февраля указание президента о денонсации соглашений РФ с Советом Европы. Среди них и Европейская хартия местного самоуправления (МСУ), нормы которой, по Конституции РФ, являются рамками для законодательства о МСУ. Его модернизация де-юре приостановлена год назад, хотя де-факто угнетение муниципалов продолжилось. И теперь госпропаганда развернула кампанию по поддержке малых городов. Похоже, реформу возобновят, чтобы убрать с местного уровня политику, но оставить социально-экономические обязанности перед населением.

После выхода РФ из Совета Европы Кремль не считает нужным исполнять обязательства – как правовые, так и финансовые.

В Госдуме и Совете Федерации были готовы к оперативному разрыву всех соглашений еще в прошлом году.

Однако этот процесс верховной властью был поставлен на паузу, очевидно, из соображений как геополитического – вдруг предстоит вернуться, так и оперативного порядка – занятости делами спецоперации. За законопроект президента, внесенный 17 января, депутаты намерены проголосовать 16 февраля – и скорее всего сразу в окончательном виде. Действительно, вряд ли Госдума позволит себе что-то из президентского текста исключить, хотя отдельные договоры явно пригодились бы стране в качестве именно продолжающих свое действие документов. Это прежде всего Европейская хартия МСУ, которая требует от государств соблюдать различные признаки самостоятельности данного уровня власти – правотворческий, политический, культурный и пр., но прежде всего финансовый.

Напомним, что до сих пор, по действующей Конституции РФ, нормы международного договора являются более приоритетными, хотя после поправок 2020 года и создан механизм обхода данного императива. Но в общем и без этого федеральный Центр в последние годы значительно урезал компетенцию МСУ, причем уже не просто сокращая бюджетную основу для исполнения многочисленных обязательств перед населением, а забирая наверх и сами эти обязанности. В основном социально-экономического характера, политические же права МСУ по ходу бесконечной реформы и ее постоянной корректировки были практически повсеместно почти полностью отменены.

Тем не менее, как известно, в декабре 2021 года сенаторы Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников представили в парламент законопроект, окончательно вписывающий муниципалитеты в единую систему публичной власти РФ. Этот документ уже тогда закладывал резкое расхождение с положениями Еврохартии МСУ хотя бы потому, что объявлял последнее не уровнем власти, а форматом организации жизни граждан. Наверное, для такой страны, как Россия, это было с исторической точки зрения более правильное решение, однако и проводить его стали традиционными для государства методами, то есть навязывать. Несмотря на шок в регионах, которые не могли понять, как будет организован, скажем, отказ от их административного деления на поселения с одновременным сохранением там условий для жизни людей без каких-либо властных структур, Кремль дал команду законопроект принимать. Первое чтение прошло в январе 2022-го, второе оптимистично наметили на конец февраля того же года. И отложено окончательное утверждение было не только из-за СВО, хотя в тот момент это была, видимо, главная причина, но и из-за глубокого непонимания того, как же потом приступать к намеченным преобразованиям.

При этом стоит отметить, что в значительной части таковые или уже были проведены, или велись. Например, отмена прямых выборов мэров городов и районов, отказ от партийного представительства по спискам в законодательных органах поселений и т.д. Политикой, впрочем, никто не ограничивался, упрощались и организационные основания МСУ, забирались наверх доходы и расходы, короче говоря, сокращались властные функции. Поэтому хотя де-юре муниципальная реформа весной прошлого года и была остановлена, де-факто она продолжилась и даже активизировалась. Например, пошло массовое создание городских и муниципальных округов – этого фундамента для предстоящего обезглавливания низового уровня власти. Или, скажем, вся система школьного образования бесповоротно была отнесена к ответственности субъектов РФ.

И вот теперь медиаресурсы госпропаганды и пиар-обслуга власти вдруг развернули кампанию по привлечению внимания к проблеме малых городов страны. К примеру, работающий на администрацию президента РФ Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) на днях провел большой круглый стол «Дискуссии о будущем. Малые города России». Еще после опубликованного анонса стало понятно, для чего же губернатором Ивановской области Станиславом Воскресенским была в середине января написана статья на эту тему для «Российской газеты». Ее пафос, напомним, был в том, что право на хорошую жизнь должны иметь не только жители мегаполисов. На самом круглом столе не раз звучало, что именно малые города сохраняют настоящие духовные ценности, это «хранители и охранители русских традиций». Но там, конечно, много проблем, прежде всего социально-экономических, так что власти как раз их и должны решать, чтобы люди с малой родины не убегали. Причем поскольку данные утверждения звучали в том чиновничьем стиле, когда частое употребление слов «должно», «необходимо», «предстоит», «следует» и пр. показывает, что на самом деле фактически ничего не сделано, не существует и не работает.

Судя по всему, региональные власти, а это сейчас все сплошь назначенцы Кремля, все-таки добились того понимания, что не стоит именно на них взваливать всю ответственность за деятельность в условиях роста тревожности или даже турбулентности. Похоже, что реформа МСУ – то ли де-юре, то ли по-прежнему лишь де-факто будет продолжена. Но самостоятельность местных властей будет заменена на выполнение указаний сверху о создании действенного барьера между реальной властью и населением. То есть не так важно, будут ли это какие-то формально выбранные деятели либо всего лишь чиновники, все равно их главным делом будет исполнение неких минимальных социально-экономических обязанностей хотя бы для того, чтобы послужить громоотводом. И никаких рамок международных обязательств теперь для этой реформы не будет. 


Читайте также


Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Вашингтон подозревает Москву в создании космического оружия

Геннадий Петров

Вето России на американо-японскую резолюцию в Совбезе ООН всерьез встревожило Белый дом

0
1160
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
1337
Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
1013
Настало ли время для нового объединения регионов

Настало ли время для нового объединения регионов

Укрупнение субъектов РФ должно иметь понятные цели, иначе это бессмысленные манипуляции

0
1059

Другие новости