Объем иностранной рабочей силы постепенно приближается к доковидной величине. Фото РИА Новости
РФ планирует до конца года подписать соглашения по трудовой миграции с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. Бизнес просит смягчить требования к гастарбайтерам, управляющие компании жалуются на нехватку рабочих рук. Их поток в РФ увеличивается, но не достигает доковидных показателей. Изменения законов могут только выглядеть как ужесточение для мигрантов, на самом деле речь пойдет о большей их организованности.
Межправительственные соглашения по миграции с Таджикистаном РФ намерена подписать в 2023 году, сообщил директор третьего департамента стран СНГ МИД РФ Александр Стерник. Ведется работа по открытию в трех странах Центрально-Азиатского региона центров домиграционной подготовки: «В соответствии с нашим законодательством они будут предоставлять желающим выехать в Россию набор услуг».
К примеру, дактилоскопию, фотографирование, регистрацию, предусмотрены также консультации по организованному набору для российских работодателей и выдача необходимых медзаключений. «Словом, мы сообща занимаемся упорядочиванием бурных миграционных потоков, что отвечает общим интересам», – подчеркнул Стерник. Он предположил, что до конца года удастся выйти на подписание соответствующих межправительственных соглашений не только с Таджикистаном, но и с Узбекистаном и Кыргызстаном.
По словам экспертов «НГ», не видя проектов таких соглашений, сложно однозначно говорить о том, насколько проработано их содержимое, но в любом случае это свидетельствует об увеличении востребованности для РФ иностранной рабочей силы. И действительно, те отрасли, для которых мигранты были постоянным кадровым источником, переносят нынешний дефицит работников не без проблем. Например, власти Петербурга жалуются на острую нехватку рук в сфере ЖКХ. В начале года дворникам даже пообещали зарплату от 49 тыс. руб., а операторам уборочной техники – и вовсе от 77 тыс. плюс бесплатное проживание в доходных домах для приезжих. Как пояснили в городском комитете по труду и занятости населения, по предварительным итогам 2022 года количество гастарбайтеров составило 348,3 тыс. человек, то есть больше, чем в 2021-м (320,5 тыс.) и 2020-м (280 тыс.), хотя тогда фиксировался резкий отток гастарбайтеров из-за ковида. И пока допандемийный уровень 2019 года в почти 385 тыс. иностранных работников не достигнут.
Общая тревожность, связанная с геополитическими процессами в мире, спады экономик и социального благополучия не способствуют приросту иностранцев, утверждают, в свою очередь, и в Росстате, прогнозируя, что Россия сохранит в 2023-м тенденцию отрицательного миграционного прироста. Так что и российский бизнес выступает за гастарбайтеров, упрекая «нелиберальное в отношении мигрантов законодательство» и предлагая еще больше упрощать возможность для трудоустройства приезжих. Скажем, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил продлить действие трудового патента с года до трех лет. Также, по мнению омбудсмена, следует ввести механизм реабилитации иностранных работников, которым запрещен въезд. Но проявляют себя активно и противники упрощающих миграцию новаций. К примеру, член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов обрушился на мифы о необходимости завоза трудовых мигрантов, которые раздувает их лобби. По его словам, «выгодоприобретатели бесконтрольной миграции не обращают внимания на рост социальных проблем из-за засилья гостей из ближнего зарубежья». При этом «нет показателей влияния массового привлечения низкоквалифицированной рабочей силы на важнейший экономический показатель развития страны – производительность труда». Кабанов также считает, что на самом деле «нет даже приблизительных расчетов количества мигрантов, находящихся «в тени», хотя вне учета правоохранительных и миграционных органов может находиться от 50 до 70% приехавших в страну гастарбайтеров».
Как раз на прошлой неделе зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев призвал ускорить разработку законопроекта, который определит и порядок въезда в Россию иностранцев, и режим их пребывания: «Въездной контроль, правила, касающиеся пребывания мигрантов, – это составляющая часть режима безопасности на территории нашего государства. Мы работаем в совершенно иных условиях, чем несколько лет назад, и это нужно иметь в виду». О данном законопроекте Медведев, кстати, говорил еще в апреле, поясняя, что не хватает мер по контролю за иностранцами, что создает риски возникновения «этнических анклавов» и «очагов преступности». Так что с виду в планах, очевидно, некоторое ужесточение миграционной политики.
Однако наряду с прочим, сказал «НГ» директор АНО «Академический Альянс» Михаил Бурда, «речь идет об упрощении миграционного учета, о возможности изменения цели въезда, об увеличении срока действия патентов и ряде других упрощений». Так что, заметил он, из указанных новелл «очевидно «торчат уши» миграционных лоббистов». В первую очередь, видимо, из сферы строительства, для которой трудовые мигранты, а точнее, увеличение их количества – это возможность заработать больше денег. Похоже, что и власти отдельных субъектов РФ можно причислить к миграционным лоббистам, ведь там остаются деньги за трудовые патенты. «Любители решать свои бизнес-задачи за счет неконтролируемого притока внешних мигрантов не задумываются о том, как жажда наживы отразится на других сферах общественной жизни, особенно – на безопасности», – заявил «НГ» Бурда. И он напомнил, что вообще-то правоохранительные органы фиксируют рост преступности среди мигрантов, в частности увеличение объемов наркоторговли. А органы власти в сфере здравоохранения фиксируют у приезжих множество различных болезней, которые уже перетекают в эпидемии.
Говоря же о недополученных налогах, хорошо бы одновременно акцентировать внимание на том, сколько денег выводят мигранты из России, заметил эксперт. Скажем, только граждане Узбекистана перевели в 2022 году на родину более 14 млрд долл., 2,6 млрд – мигранты из Киргизии. «Скромно умалчивается и о том, что массовая неквалифицированная миграция делает российскую экономику более примитивной и менее конкурентоспособной, что не ведет ни к экономическому прорыву, ни к технологическому импортозамещению», – сказал Бурда. В целом, подчеркнул он, в настоящее время ни от одного из ведомств, ответственных за прогноз потребностей в человеческом капитале и рабочей силе, не озвучено внятных и аргументированных цифр иностранцев, которых необходимо привлечь на российский рынок: «Есть только фантазии миграционного лобби и вредительская деятельность находящихся у него на прокорме экспертов и общественников». А всего-то, считает эксперт, надо уравнять в правах и уровне социальных гарантий местных работников и приезжих, чтобы у работодателя не было соблазна выбирать того, кто обойдется подешевле. Тогда и с определением потребностей чиновникам сразу станет проще.
«Удивляет, что чиновники всерьез заботятся о правах мигрантов и при этом совсем не решают реальные проблемы с трудоустройством россиян, проблема занятости для коренного населения очевидна, и не только в регионах», – сказала «НГ» историк-востоковед Анастасия Цеденбал. Хотя, по ее словам, на бумаге цифры безработицы и не растут, многие находятся в неоплачиваемом простое, а кто-то, не надеясь на государство, самостоятельно ищет работу. «В прошлом году мы видели миграционные потоки россиян в страны-соседи. Я думаю, что эта тенденция будет продолжаться, причем и на долгосрочную перспективу. И не только из-за специальной военной операции, но также и из-за проблем россиян с поиском работы на родине», – отметила она.
Как сказал «НГ» президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, нынешняя политика властей в отношении гастарбайтеров выглядит как осознанный курс на замещение мигрантами местных трудовых кадров. Российские специалисты в своей основной массе требуют и более высоких зарплат, и расширенного социального пакета, и соблюдения норм трудового законодательства. «Вместо того, чтобы восстанавливать профессиональное техническое образование, создавать рабочие места и вкладываться в развитие регионов, власти предпочитают завозить в страну толпы мигрантов с низким социальным статусом для выполнения сиюминутных экономических задач», – заметил он. А гражданский активист Алексей Егоркин и вовсе уверен, что такая «недальновидная политика властей» может привести к изменению не только национального состава населения, но и культурно-ментальных основ России.