Главы комитетов Госдумы по обороне и по безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев предлагают взять под контроль развлечения граждан. Фото с сайта Государственной думы РФ
Группа сенаторов и депутатов предлагает навести порядок в культурной сфере, ведь зрелищные мероприятия не защищены от террористов. Суть поправок в том, что организатор будет обязан подавать в госорган уведомление за 10 дней до события. Видимо, в итоге выстроится система по аналогии с правилами проведения демонстраций и митингов, на которые оппозиция давно не получает согласований, по официальным объяснениям, из-за ее особой податливости ковиду. Однако по ходу спецоперации власти, похоже, поняли, что основной массив протестных настроений генерируют деятели культуры. И вместо точечной цензуры, судя по всему, решено ввести более универсальный механизм юридического приравнивания развлечений к политической деятельности в отдельных случаях.
Соответствующую инициативу в Госдуму за своими подписями представили практически одни парламентарии-силовики. Скажем, от нижней палаты их поставили главы комитетов по обороне и по безопасности Андрей Картаполов и Василий Пискарев. От верхней палаты автором выступает все руководство комитета по обороне и безопасности. Правда, в этот плотный ряд все-таки попала и председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Тем не менее подход к решению проблемы, а ее власти, очевидно, считают актуальной, выбран исключительно правоохранительный. «В отличие от публичных и спортивных мероприятий на федеральном уровне не установлены обязанности организаторов по обеспечению безопасности в ходе зрелищных мероприятий, а также уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении таких мероприятий», – указывается в пояснительной записке. И далее прямо говорится, что в связи с этим «не предусмотрена ответственность организатора зрелищного мероприятия за непринятие мер по обеспечению безопасности при его проведении». Например, если не были использованы металлодетекторы и т.д.
Парламентарии привели статистику МВД за последние пять лет, которая показывает, что сфера развлечений затрагивает десятки миллионов людей в год. Скажем, предковидный 2019-й: почти 232 тыс. мероприятий, количество участников – более 192 млн человек. Поскольку таковые в основном проводятся либо на территории общего пользования, либо в специально отведенных местах, то все это подпадает под действие закона «О противодействии терроризму», который говорит, что если в одной точке есть более 50 граждан, то это массовое пребывание. Для таких разработаны особые правила, которые обязаны соблюдать и устроители мероприятия, и органы власти, и силовые структуры.
Поэтому сенаторы и депутаты предлагают пойти по отработанной схеме и вменить в обязанность организаторам зрелищных мероприятий подачу уведомлений за 10 дней до проводимого ими развлечения. В законопроекте ничего не говорится о технологическом оформлении данных согласований, а потому почему-то представляется, что скорее всего власти решат воспользоваться опытом с организацией демонстраций и митингов. Там же тоже главным является уведомительный принцип, а точнее, его декларирование. На самом же деле уже давно массовую уличную акцию практически невозможно провести ни одной оппозиционной силе. Напомним, что теперь для этого власти даже не занимаются какими-то правовыми ухищрениями, а сразу ссылаются на ковид, который, очевидно, особо пагубно воздействует на граждан с протестными настроениями.
Таким образом, ко второму чтению Госдуме, очевидно, предстоит большая законотворческая работа. Но это будет заботой не только парламента, в проекте есть ссылка на будущее постановление правительства, устанавливающего правила обеспечения безопасности для зрелищных мероприятий. Необходимо будет ввести и настоящее понятие их организаторов, потому что пока есть лишь упоминание через запятую, кроме организаций культуры, «иных юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих создание, распространение и освоение культурных ценностей при проведении зрелищных мероприятий, направленных на потребление культурных благ». Понятно, что предстоит разработать и меры ответственности, которые лишь упомянуты, но не конкретизированы.
Работа предстоит большая и актуальная, поскольку в последнее время именно из сферы культуры идет оппонирование, например, спецоперации, а то и противодействие ей.
Конечно, часть протестантов из страны уже уехала, но многие ведь еще тут. Скажем, на днях в Новосибирске был отменен концерт группы «Несчастный случай». То ли из-за задымления на выбранной площадке в Академгородке, то ли из-за якобы показанного в сторону полиции среднего пальца лидером группы Алексеем Кортневым. Понятно, что властям нет времени разбираться с каждым подобным случаем, когда собрать какой-то концерт может практически кто угодно. А тем более власти, похоже, не хочется принимать явно цензурные решения. Проще и надежнее ввести универсальный механизм, который в любой момент сработает нужным образом на купирование сомнительного случая, чтобы тот действительно не стал несчастным. Именно так, еще раз напомним, и действует система по запрету митингов, то есть политической активности граждан. Культура, очевидно, де-факто стала таковой, а где-то через полгода, судя по всему, станет и де-юре.
Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова, услышав о появлении данной инициативы, пояснила «НГ»: «Особого смысла в этом законе и нет, потому что, к примеру, отказ в помещениях из-за мер безопасности – это уже отработанная технология, а ответственность организаторов и так есть. Поэтому нынешний проект выглядит всего лишь еще одним проявлением цензуры». По ее мнению, власть уже давно дает ответ своим критикам от культуры ярлыками иноагентов и запретами, так что это «инерционное движение по окукливанию страны». Но законопроект, конечно, имеет все шансы на принятие, а ко второму чтению – прирасти поправками, как в свое время и закон о митингах.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ»: «Можно было бы сказать, что силовики зашли на чужую территорию. Например, можно спросить Картаполова, а какое отношение культура имеет к обороне?» Он напомнил, что тот в прошлом был замминистра и начальником Главного военно-политического управления Вооруженных сил, вот, видимо, и решил, что можно управлять культурой так же, как он управлял политподготовкой: «Но на деле любая регламентация в отношении культуры ее убивает. При всем уважении к замполитам одно дело – это формировать патриотизм в армии, а совсем другое – регламентация культурных мероприятий в гражданской сфере. В итоге придем к тому, что культура окончательно превратится в инструмент для решения утилитарных проблем власти». Калачев отметил, что инициатива внесена по двум причинам: желание со стороны власти все регламентировать, представление культуры как совокупности новых рисков и угроз. «Кремль понимает, что в культуре могут быть и декадентское направление, и прозападное, а у этих направлений есть лидеры общественного мнения. Реальность такова, что сегодня Пушкина наверняка признали бы иноагентом, как и Тургенева, а Салтыкова-Щедрина – и вовсе посадили», – считает эксперт, высказывая непонимание и тем, где же голос деятелей культуры против таких законов? В появлении аналогичных с законом о митингах механизмах он и не сомневается.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что культурные акции давно стали использовать в оппозиционной среде, например «прогулки с писателями» были еще в 2012 году. Когда же в ответ на запрет митингов оппозиция ответила увеличением встреч с депутатами – и тут же этот инструмент стали регламентировать, то сейчас власть то же самое хочет сделать с культурными мероприятиями. Эксперт отметил, что усложненная процедура с ответственностью организатора не имеет отношения к безопасности, такие меры на массовых мероприятиях отработаны еще с начала нулевых. Макаркин напомнил, что вообще-то культурные мероприятия почти не запрещали, как митинги, под предлогом пандемии. Ведь такие мероприятия использует и сама власть для общения с избирателями. «Но власть исходит из того, что деятели культуры есть разные: за и против власти. Сейчас власть пытается выстроить ответ на уход части культуры в политику», – отметил он. Он не сомневается, что наработанные инструменты по согласованию митингов могут быть использованы и здесь. К примеру, отказы в проведении под предлогом занятой площадки: «Захотели люди встретиться с писателем, критично настроенным по отношению к власти, а организаторам сообщают, что на это время уже намечен концерт в поддержку СВО».