Фото Агентства "Москва"
Правительство РФ направило в Госдуму поправки, связанные со статусом военнослужащих, которые участвуют в международных миротворческих операциях. Сейчас там обязательно должны быть контрактники, но Минобороны такое требование снимает, причем задним числом – с 15 августа 2022 года. Теперь достаточно быть подготовленным добровольцем. Никаких официальных разъяснений не представлено, видимо это очередной СВО-секрет.
Прямое прочтение предлагаемых изменений позволяет предположить, что на миротворческие операции можно будет направлять как срочников, так и пресловутых СВО-добровольцев. Напомним, что теперь они приравнены по статусу к военнослужащим-контрактникам. Речь идет о внесенной в Госдуму накануне Дня защитника Отечества инициативе правительства о корректировке достаточно древнего и не слишком актуального закона – от 1995 года.
Он называется «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Обновления в этот документ вносились дважды, в 2011 и 2014 годах, и не то чтобы какие-то кардинальные.
Теперь же кабинет министров с подачи Минобороны, а представлять проект депутатам будет замглавы МО Николай Панков, предлагает сделать еще одно с виду не более чем техническое уточнение. В ст. 8 закона сейчас указывается: «Военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие должны пройти предварительную специальную подготовку». Обновленная редакция выглядит более короткой: «Военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, прошедшими предварительную специальную подготовку».
В пояснительной записке к законопроекту на этот счет не объясняется ничего. Сначала отмечается, что это необходимо для «совершенствования порядка комплектования», затем указывается, что принятие поправок «позволит РФ расширить свои возможности по привлечению военного персонала, направляемого для участия в миротворческой деятельности. Однако главный секрет правительственного законопроекта в том, что он вступает в силу задним числом, а именно с 15 августа, дескать, действуют те правоотношения, которые он призван регулировать. Что это за правоотношения, по какому нормативному акту они возникли в то время – об этом не говорится ни одного слова. Видимо, замминистра Панкову придется Госдуме этот момент каким-то образом уточнить, если, конечно, рассмотрение инициативы не пройдет в закрытом режиме.
Это более чем вероятно, поскольку действительно небольшая рихтовка текста действующего закона, судя по всему, имеет отношение к спецоперации. Анализ правовой базы, официально открытой для ознакомления, показал, что каких-либо актов по поводу миротворческих операций в прошлом августе не было. Да и скорее всего не могло быть из-за несвоевременности данной темы в ситуации тогдашнего очередного СВО-кризиса. Возможно, конечно, что это некие остатки плана, уже устаревшего в связи с сентябрьскими референдумами о присоединении к РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. До этих голосований российские войска официально действовали за рубежом отечества, так что теоретически, возможно, и была нужда представить их некими миротворцами. Обстановка изменилась, но бюрократия продолжает действовать на всякий случай по намеченному направлению, которое к тому же вдруг опять актуализируется.
Например, нельзя исключать того, что у Минобороны есть определенные планы, скажем, на другие украинские регионы, которые опять будут заграницей. Что же касается расширения возможности записать в миротворцы побольше военнослужащих, то тут тоже интересы ведомства в принципе понятны. Ведь на самом верху уже не раз категорически заявляли, что новой частичной мобилизации не будет проводиться.