Президент РФ пообещал помочь ветеранам русской весны на фоне Вечного огня. Фото с сайта www.kremlin.ru
Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак сообщил, что в Государственную думу группой парламентариев 27 февраля внесены очередные СВО-законопроекты. В частности, ополченцам из ДНР и ЛНР предоставят статус ветеранов боевых действий. Однако похожее решение по ним быстро готовят и в Министерстве обороны. Так что за исполнение этого обещания Владимира Путина и, конечно, «спасибо» от него возникла конкуренция.
Сенаторы во главе с Андреем Турчаком и депутаты Госдумы самого высокого ранга подписались под двумя инициативами. Всем участникам спецоперации дадут право на бесплатную юридическую помощь от государства, а тем, кто защищает ДНР и ЛНР еще с 2014 года, – общероссийский ветеранский статус.
Напомним, что 23 февраля президент РФ после церемонии возложения венков к Вечному огню пообщался с рядом военнослужащих СВО. Вряд ли случайно они затронули ту проблему, что донбасские ополченцы, которые из-за ранений или других причин не перешли в Вооруженные силы РФ, теперь вроде бы как не могут получать удостоверения ветеранов и соответствующие льготы. Потому что Путин к ответу на этот запрос снизу был готов: «Какая стране разница, в каком они были статусе? Главное, что они служили России». Он подтвердил, что власти, конечно, «обязательно должны включить их в тот перечень людей, которым должна быть оказана и будет оказана поддержка». «И сделаем это», – обещал президент.
В тот же самый день Турчак, возглавляющий созданную решением Путина рабочую группу по СВО, уведомил, что вопрос о ветеранах из числа ополченцев уже поставлен в ее первом докладе президенту, который такое предложение поддержал. И секретарь генсовета «Единой России» сообщил, что партия гарантирует внесение соответствующего законопроекта в Госдуму 27 февраля. «Рассчитываем, что он будет принят в кратчайшие сроки, чтобы ветераны войны в Донбассе и члены их семей могли получать все положенные меры поддержки наравне с другими участниками СВО», – подчеркнул Турчак.
Кстати, сам доклад рабочей группы по СВО, по его словам, был представлен Путину еще 16 февраля. Возможно, это как раз и объясняет тот факт, почему на правительственном портале проектов нормативных актов появилась аналогичная инициатива, но только уже от имени Минобороны. Скорее всего военное ведомство получило указание из Кремля решить проблему. Однако, возможно, Минобороны занялось этим и в инициативном порядке. Ведь ни для кого из представителей власти сейчас не секрет, что Путин очень внимательно смотрит за их СВО-активностью. Прежде всего за тем, кто и как способствует не столько самой спецоперации, сколько созданию вокруг нее некой отдельной социально-экономической системы. Она призвана подчеркнуть внимание государства к участникам битвы за суверенитет России. Поэтому вполне логичной выглядит и конкуренция за президентское спасибо. В Минобороны просто не могли не знать о том, что статус ветеранов для ополченцев «русской весны» взялись обеспечить именно парламентарии.
Впрочем, наверное, нельзя исключить и некой договоренности между чиновниками. Дело в том, что Минобороны само по себе законопроектов вносить не может, документооборот же внутри правительства, которое в целом обладает правом законотворческой инициативы, идет не быстро. Да и поправки к закону о ветеранах были выставлены на интернет-портал лишь 25 февраля для обсуждения в течение 15 дней. В общем, решение проблемы явно затягивалось, парламентарии же могли действовать более оперативно.
Тем не менее вариант согласованных решений не выглядит достоверным по нескольким причинам. Например, в том проекте, который внесен в Госдуму, отсчет военных действий идет от 12 мая 2014-го, а редакция Минобороны говорит об 11 мая того же года. Кроме того, ведомственная инициатива говорит о необходимости дополнительных бюджетных расходов, хотя конкретная сумма там и не указана, поскольку, видимо, еще не было консультаций с Минфином. В то же время сенаторы и депутаты бодро рапортуют, что никаких экстренных затрат не потребуется – дескать, все уже учтено. Это тоже такой уже проверенный временем способ утвердить тот или иной законопроект побыстрее. Исполнительная власть реагирует на подобные хитрости не очень позитивно, но против политически обусловленных инициатив от ЕР она ничего поделать не может.