Выборы в новых субъектах РФ пока невозможны по военно-юридическим причинам. Фото РИА Новости
Заседание ЦИК РФ 1 марта прошло без обычной прямой трансляции в интернете. В ведомстве Эллы Памфиловой «НГ» объяснили, что это было сделано в целях антихакерской безопасности, ведь предстояло назначить глав избиркомов ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В этих четырех регионах в первой половине июня, как и по всей стране, должна стартовать избирательная кампания, хотя в условиях действующего там военного положения (ВП) выборы проводить нельзя. Но если тренд на засекречивание кампаний сохранится, то под покровом тумана СВО примут и нужные политические решения. На то, чтобы определиться, прямые это будут пути или обходные, у Кремля остается три месяца.
Информационные ресурсы Центризбиркома разместили официальное сообщение о том, что в первый день весны новые субъекты РФ обрели назначенных по федеральному закону председателей своих избирательных комиссий. Памфилова пожелала всяческих успехов Владимиру Высоцкому из ДНР, Елене Кравченко из ЛНР, Галине Катющенко из Запорожской области и Марине Захаровой из Херсонской области. «Период предстоит непростой, проблем много, но хочу вас заверить, что решать их мы будем вместе. И нет никаких сомнений, что коллеги справятся», – подчеркнула Памфилова.
Стоит отметить, впрочем, что назначенцы эти вовсе не новички, именно они и возглавляли комиссии референдумов о присоединении данных территорий к России. Не в первый раз они, пусть и виртуально, участвовали и в заседании ЦИК РФ. Скажем, две недели назад их и еще четверых кандидатов ведомство Памфиловой поддержало в качестве членов соответствующих комиссий с правом решающего голоса. И как раз тогда было сказано, что нечего секретничать, когда уже известно, что Высоцкий, Кравченко, Катющенко и Захарова сохранят свои нынешние посты. Так что осталось не до конца понятным, почему было принято решение 1 марта отказаться от традиционной трансляции в прямом интернет-эфире.
Первая версия заключалась в том, что, возможно, возникли некие изменения в кадровом раскладе.
Однако в пресс-службе Центризбиркома «НГ» сообщили, что и план заседания, анонсированный ранее, и вынесенные на голосование кандидатуры председателей не менялись. «Это было сделано в целях безопасности, чтобы оградить сайт от хакерских атак», – так пояснили там официальную причину временного отключения от Сети. И заверили, что последующие заседания опять можно будет смотреть беспрепятственно. Но, судя по всему, дело, похоже, все-таки было не в хакерах, а в том, что особая ситуация в новых регионах диктует и определенные особенности в исполнении федеральных правовых норм в сторону некоторого отступления от тех или иных формальностей. Не исключена, впрочем, и ситуация прямой невозможности поддерживать устойчивую связь с каким-то из этих регионов, где вообще-то идут боевые действия.
Поэтому-то зрители сайта Центризбиркома так и остались без понимания того, как, например, Памфилова смотрит на то, что в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях действует ВП, при котором выборы проводить не разрешается. Между тем уже в первой половине июня там, как и по всей стране, должна быть объявлена избирательная кампания, предстоят прямые выборы новых составов заксобраний. Это, кстати, один из пунктов в тех конституционных законах, по которым и происходит интеграция новых территорий в состав РФ. В республиках Донбасса действуют прежние народные советы, которые в принципе могут переизбрать главами ДНР и ЛНР Дениса Пушилина и Леонида Пасечника. Но в Мелитополе и Геническе, временных столицах российских Запорожья и Херсонщины, региональных парламентов нет. Так что пока даже не установлено, каким способом превратить врио губернаторов Евгения Балицкого и Владимира Сальдо в полноценных руководителей. В связи с этим возникает вопрос, что для Кремля важнее – военные цели или политические? Потому что именно исходя из того или другого приоритета, очевидно, и станут предприниматься некие правовые ухищрения, чтобы провести электоральные процедуры в срок. Или они все-таки будут перенесены под предлогом тумана спецоперации. Эксперты разошлись во мнениях по поводу того, прямые будут пути или обходные, но указали, что они будут без лишнего шума найдены за предстоящие три месяца.
Главы новых субъектов РФ будут ждать предвыборных распоряжений из федерального Центра. Фото Reuters |
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов напомнил «НГ», что референдумы о присоединении в ДНР и ЛНР проходили при ВП, правда, не по российскому закону, а по местным указам. Но возможность такая уже была продемонстрирована: «ВП для власти скорее не препятствие, а возможность. Оно дает право отменять выборы, но вряд ли помешает политическим целям, которые сейчас в приоритете. Для Кремля важно показать, что это российские регионы в полном смысле, так что выборы – это наше все. Кремлевские юристы будут думать над решением данной задачи». И он уверен, что электоральные процедуры будут выглядеть традиционно, то есть участки и урны просто потому, что важна красивая картинка волеизъявления новых граждан. «Поэтому даже ЕР проводит там свои праймериз не электронно, а очно. Всякое ВП второстепенно перед политическими задачами», – заявил Обухов.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, уверен, что, «конечно, военная ситуация и контроль над ней в приоритете Кремля, но принято совмещать разные методы восстановления мирной жизни на территориях, военные и политические, так что сейчас политическая тактика не менее важна, чем боевая». Он напомнил, что в четырех регионах уже успешно работают российские политпартии, НКО, волонтеры, так что если бы выборы там были под вопросом, то президент не стал бы делать на них акцент в своем Послании. И поскольку глава государства подчеркнул, что все пройдет в срок и по закону, то выборы состоятся в любом случае: «В той форме, которая будет соответствовать текущему моменту». Мухин пояснил, что «расчет на то, что ситуация к лету поменяется», хотя он не сомневается, что и законодательство можно будет менять в оперативном порядке. Потому что, по его словам, «все прекрасно понимают: военное положение то вводится, то выводится».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что подход к решению таких серьезных вопросов у Кремля может быть дифференцированный: «Сейчас до конца не прояснилось, что же все-таки в приоритете – политические или военные победы. Поэтому скорее всего действовать власть будет в зависимости от ситуации на конкретных территориях». И он напомнил, что в законе о ВП есть п. 4 ст. 7, где четко указано, что там, где объявлено ВП, выборы и референдумы не проводятся. «Нет сомнений, что власть придумает, как действовать по закону. Может быть, на части территорий ВП будет отменено по объективным причинам. А если где-то ВП снять невозможно, то там выборы и не будут проводить», – отметил он. Но Макаркин подчеркнул, что и в сам закон о ВП можно внести крошечную поправку: «Сейчас выборы отменяются в императивном порядке, а можно прописать, что их могут не проводить, а могут и проводить даже при действующем ВП». В любом случае у власти, по его мнению, есть варианты действий, которые сейчас прорабатываются. К выборам готовится вся инфраструктура – партии, избиркомы, ответственные люди и т.д. «Но невозможно точно предугадать, что именно будет в приоритете на момент объявления выборов», – считает эксперт.