Губернатор Вадим Шумков сообщил президенту о выгодах от муниципальной реформы. Фото с сайта www.kremlin.ru
В ходе видеоконференции с Владимиром Путиным губернатор Курганской области Вадим Шумков 6 марта доложил о ее успехах, достигнутых в том числе с помощью президента и правительства РФ. В этом вполне традиционном рапорте вдруг прозвучал тезис о полном завершении процесса переформатирования местного самоуправления (МСУ) в низовой уровень госвласти. А еще Шумков стал уже седьмым с начала года собеседником Путина из числа тех 16 глав регионов, которые значатся в списке единого дня голосования (ЕДГ) – 2024.
Завершившие видеоразговор с Шумковым слова Путина «а в целом все, в общем, стабильно и неплохо», с одной стороны, представляют собой традиционную формулировку, которой президент подводит черту под отчетом каждого губернатора.
С другой стороны, чаще всего это произносится в адрес тех, кому достаточно скоро предстоят избирательные кампании.
Главу же Курганской области возможные перевыборы ждут лишь осенью 2024-го, когда в России пройдет не самый обычный ЕДГ, а второе подряд электоральное мероприятие за год. Напомним, что в марте закончится президентская гонка, после чего должны произойти определенные изменения в составе кабинета министров и, видимо, среди региональных управленцев. В принципе считается, что главные выборы страны всегда максимально расчищались от посторонних воздействий и случайных влияний. Однако в нынешние времена, очевидно, нельзя совсем исключать и того, что актуальным может быть признан ровно противоположный вариант. А именно совмещение губернаторских кампаний с очередным утверждением у власти того, кто этих глав регионов, по сути, и назначает.
Судя по официальному сайту Кремля, такое предположение не будет совсем уже чистейшей воды спекуляцией по одной, но существенной причине. Дело в том, что за два месяца нынешнего года Путин уже провел беседы с руководителями семи субъектов РФ из списка тех 16, которые отнесены к ЕДГ-2024, потому что возглавили свои регионы в 2019-м. Но если губернатора Петербурга Александра Беглова или губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова так же, как и главу Республики Башкортостан Радия Хабирова, еще можно считать теми, кто просто подвернулся под руку президента при оказии, то остальные четверо могли и не спешить с рапортами о собственных успехах. Кроме того же Шумкова это губернатор Сахалинской области Василий Лимаренко, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников и губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, с которого данная серия и началась 12 января.
Нетрудно заметить, что большинство этих деятелей представляет собой пресловутых «технократов», которые массово стали забрасываться в регионы именно с 2019 года, чтобы больше не повторялись провалы ЕДГ-2018. Теперь им предстоят или переизбрание, или новые должности, хотя во время СВО какого-то массированного перемещения кадров вряд ли стоит ожидать. А вот сдвиг выборных кампаний влево по фазе более вероятен. Причем в отличие от прежних времен от губернаторов-чиновников будут ждать работы на укрепление позиций центрального лидера, а не собственных рейтингов. Возможно, поэтому-то их смотрины проходят именно сейчас: Кремлю необходимо иметь понимание, кто потянет жесткий электоральный менеджмент, а кого лучше будет заранее заменить на более крепкого политтехнолога. Так что даже если сценарий совмещения президентской и региональных кампаний и не разовьется в конкретный план, то ревизия регионального эшелона власти напрасной не станет. В конце концов те же губернаторы в преддверии своих перевыборов потренируются в достижении результата на референдумном голосовании за лидера нации.
Скорее всего в контексте как раз такого понимания своих возможных перспектив Шумков в ходе встречи с Путиным и ввел в свой доклад необычное положение. Чаще всего губернаторы тему МСУ вообще не затрагивают, в крайней случае упоминают этот институт в связи с какими-то общерегиональными проектами. Но глава Курганской области сделал иначе: «В регионе прошла административная муниципальная реформа. Это было осознанное и необходимое решение. Суть его была в следующем. На 2018 год существовало 418 муниципальных образований на столь небольшую область. Сегодня – это 24 муниципальных округа». Шумков уточнил, что система прежняя была полностью нежизнеспособна, но он забыл сказать Путину, что как раз 24 района в области было и раньше, теперь же просто был ликвидирован поселенческий уровень муниципальной власти. О конкретной пользе от того, что низовые проблемы ныне решаются на более высоком этаже, Шумков не сказал, но упомянул о 730 ликвидированных вместе с муниципалами юрлицах. Видимо, это и было целью, недаром губернатор похвалился президенту: «Общее количество ставок, которые были сокращены, – возможно, это непопулярная мера, но это было необходимо, – составило более 6,5 тыс. единиц, что позволило получить также бюджетную экономию в полтора миллиарда рублей».