Полномочия теперь уже экс-губернатора Смоленской области Алексея Островского истекали в 2025 году. Фото с сайта www.admin-smolensk.ru
Отставка губернатора Смоленской области Алексея Островского (ЛДПР) стала по-настоящему досрочной, его полномочия истекали в 2025 году. Теперь у третьей по весу партии на счету руководство лишь одним регионом. Врио Василий Анохин в ЛДПР не состоит, хотя пять лет назад и был членом команды Островского. По его назначению, как и в случае с новым руководителем Чукотки, есть вопрос, не следствие ли это конкуренции групп внутри власти. Но в любом случае губернаторопады больше не выглядят техническим приемом тактического уровня, и сам этот термин, похоже, устарел. Глав субъектов РФ щелчком меняют пока по периферии страны, но скорее всего уже точно с прицелом на будущие выборы президента.
Если отставка главы Чукотки Романа Копина была достаточно ожидаемой, то уход Островского выглядит неожиданным хотя бы потому, что тот лишь недавно переизбрался. С одной стороны, хотя Островского и заменил не просто высокопоставленный чиновник правительства РФ, Анохин когда-то был членом смоленской команды в ранге вице-губернатора, но, с другой стороны, глав регионов выпуска 2025-го пока в Кремле вроде бы вообще не подвергали ревизии.
Напомним, что президент Владимир Путин проверил работу почти всех губернаторов, идущих на единый день голосования (ЕДГ) в 2023 году, и половину из тех, кто теоретически подлежит переизбранию в рамках ЕДГ-2024. И это вполне походило на плановую инспекцию тех, кто станет реализовывать на земле планы по проведению президентской кампании, из рядов которых следовало заранее удалить какие-либо слабые звенья. Однако замена того же Копина на «карьериста» из ЛНР Владислава Кузнецова уже поставила вопрос о том, нет ли тут всего лишь проявления клановой борьбы внутри власти. Рокировка Островский–Анохин явно напоминает о том же самом, учитывая послужной список последнего после ухода из Смоленска.
Так что пока политическое значение отставки смоленского губернатора проявляется только в том, что третья по авторитетности парламентская партия теперь обладает лишь одним губернаторским постом.
Он принадлежит главе Хабаровского края Михаилу Дегтяреву. При этом у КПРФ трое губернаторов, не считая мэра миллионного Новосибирска, у «Справедливой России – За правду» (СРЗП) – двое. Однако лидер ЛДПР Леонид Слуцкий с оптимизмом прокомментировал уход Островского по собственному желанию: «11 лет он был эффективным руководителем и решал непростые задачи по развитию региона. Передает область с весьма неплохими показателями». По словам Слуцкого, для Островского «наступает новый жизненный этап, его управленческий опыт и знания будут востребованы на любом поприще и, вполне возможно, на площадке одной из палат Федерального собрания». Действительно, разговоры о появлении в Совете Федерации нового сенатора уже пошли, но нельзя исключать и того, что экс-губернатор займет серьезный пост в родной партии. Член Высшего совета ЛДПР, депутат Госдумы Ярослав Нилов на вопрос «НГ» о перспективах Островского ответил так: «Он прошел серьезную общественно-политическую и управленческую школу, причем опыт приобретен в депрессивном регионе, приграничной области, что, конечно, делает его еще ценнее. Ему приходилось принимать волевые решения. И его знания, навыки и опыт госуправления, сноровка, конечно, будут востребованы в том числе в нашей партии. А может, и в федеральных органах власти».
Президенту РФ врио губернатора Василий Анохин сказал, что Смоленская область для него – это родной регион. Фото с сайта www.kremlin.ru
|
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «По нашим замерам, низкие рейтинги имел Островский, а также губернатор Ростовской области Василий Голубев. Также проблемы с рейтингами есть у красноярского Александра Усса, омского губернатора-эсэра Александра Буркова, у главы Коми Владимира Уйбы и губернатора Алтайского края Виктора Томенко. Но низкий рейтинг сам по себе не является решающим фактором для отставки, важна совокупность факторов». Например, влияние на позиции глав оказывают их федеральные покровители и кланы, в которых регионалы состоят, а также тот факт, сильная или слабая оппозиция есть на этих территориях, выстроены там или нет отношения местных и федеральных элит. Есть и такой фактор, как, по словам Обухова, «желание отдельных башен Кремля продавить своего выдвиженца на вакантное место». Поэтому-то, по его мнению, у ростовского губернатора, несмотря на низкую популярность, довольно прочные позиции, которых Островский лишился после смерти Владимира Жириновского. В этом же разрезе маловероятны и отставки в Алтайском крае и Коми, чтобы не усиливать КПРФ. Так что, как выразился Обухов, идет «губернаторовыщелкивание», или «губернаторовышелушивание»: «Замены будут вынужденными, ведь Кремлю важна стабильность внутри системы перед давлением извне. Хотя во время президентских выборов будет сплочение вокруг флага, у нас все время выискивают слабые места и звенья. Так что кандидатами на отставку при совокупности других факторов могут оказаться даже те, кто проявляет недостаточно патриотического рвения».
Член Центрального совета СРЗП Михаил Емельянов ранее как раз и прогнозировал «НГ» череду новых отставок. Теперь от отметил, что конкретные фамилии называть сложно, но скорее всего очередь дойдет и до губернаторов приграничных областей, где нужны совсем другие навыки управления, чем у ныне действующих. И еще эсэр предположил, что определенную роль играют не только результаты работы глав регионов, но и рейтинг федеральной власти на территориях.
Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ», что в преддверии главных выборов страны администрация президента будет просчитывать различные факторы рисков и угроз. Это и вероятная нелояльность или невозможность сохранить витринную мирную жизнь в условиях СВО, а также экономическую и политическую устойчивость региона. «Будут пристально смотреть за тем, чтобы низкий губернаторский рейтинг не потянул за собой рейтинг основного кандидата в президенты», – подчеркнула Слабунова. В зоне риска, по ее мнению, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, орловский коммунист Андрей Клычков и тот же глава Коми.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ»: «Низкий рейтинг отдельных глав действительно еще не говорит о том, что сам губернатор не может избраться с высоким результатом или обеспечить то же самое партии власти или президенту». Он напомнил, что есть регионы электорально управляемые, а есть слабоуправляемые. Так, в Смоленской области были проблемы, а вот в Ростовской их нет. Также эксперт отметил, что для губернатора важно наличие федеральных покровителей, иными словами, входит ли он сам в истеблишмент или нет: «Есть члены элиты, а есть пассажиры. Островский, скорее всего, по мнению Кремля, – просто пассажир, а вот Голубев – это уже элита». При принятии решений об отставках важны и другие факторы: наличие или отсутствие протестных настроений и способность власти их купировать, в общем, контролируемость территории. «Например, в Смоленской области даже в местных изданиях выходили скандальные статьи про конфликты элит. А вот в Ростовской области система управления выстроена на всех уровнях, хотя Голубева «провожают» не первый год и рейтинги у него действительно не очень высокие», – отметил Калачева. По его мнению, проблемы с популярностью и управляемостью есть в Якутии, но у Кремля нет понимания, на кого заменить Айсена Николаева, аналогичные трудности имеются и у главы Карелии Артура Парфенчикова. «В целом тревогу вызывают регионы Северо-Запада и Зауралья, Север, Сибирь и Дальний Восток. А вот ЮФО и ПФО или Кавказ, наоборот, демонстрируют полную управляемость. Конечно, перед президентскими выборами в Кремле будут смотреть, где ярко выражен запрос населения на замену губернатора, перемены и лучшее будущее. Там, где замену подобрать не удастся, все решит ДЭГ», – предположил эксперт. Между тем, Калачев уверен, что в отличие от прошлых тучных времен, когда отставки воспринимались как трагедия, в нынешние сложные времена отношение к ним изменилось: «Если раньше губернаторы готовы были чуть ли не застрелиться, но сделать все, чтобы остаться, то сейчас все понимают, что наступают трудные времена, а через два-три года будет еще труднее. Теперь отставку, похоже, воспринимают как какой-то дембель, то есть выход на свободу, особенно, если есть с чем».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, напротив, заявил «НГ», что «предстоящие президентские выборы для отставок губернаторов вообще роли не играют, все идет по спокойному и предсказуемому сценарию». По его мнению, имеют место по большому счету два фактора: региональные выборы и готовность к ним того или иного главы, а также компетентность губернатора в меняющейся ситуации, то есть то, насколько он соответствует нынешним политическим задачам Кремля. «Президентские же выборы пройдут на плебисцитарной основе с техническими кандидатами, или спарринг-партнерами. Роль губернаторов не будет здесь очень велика, поскольку кампания будет носить общенациональный характер, региональный фактор будет играть меньшую роль», – сказал Макаркин. Поэтому-то потенциальные отставники уходят и уйдут планово для федерального Центра, но, конечно, «непредсказуемо для всех остальных».