Результат работы искусственного интеллекта корректируется правильным подбором вводных данных. Изображение идеального кандидата от КПРФ создано «НГ» с помощью нейросети Kandinsky 2.1
В последнее время становится все больше доступных публике нейросетей, в том числе и отечественных. До сих пор инновации, связанные с искусственным интеллектом, почти не встречались в политической деятельности, но теперь партии задумались о том, как можно применить данный инструмент в своих интересах. Первые попытки раскрасить и удешевить агитацию делает КПРФ, ЛДПР же обещает представить свой алгоритм под названием «Жириновский». Эксперты считают, что борьба за узнаваемость и цитируемость – это нормально для оппозиции, но пока для широкого избирателя нейросети останутся экзотикой.
Новаторами в применении новых технологий, по их собственным заверениям, выступают сразу две думские партии. Но если в КПРФ думают, как использовать нейросети для агитационной работы, то ЛДПР заинтересована в приобретении именно пропагандистского инструмента. Пока все выглядит так, что не слишком обремененные ресурсами оппозиционеры просто увидели, что произошло расширение бесплатного доступа к услугам искусственного интеллекта, и решили, что вполне могут этим попользоваться или даже воспользоваться. Так что в настоящий момент можно говорить не более чем об экспериментах, как в случае с коммунистами, или неких абстрактных намерениях, если брать во внимание планы ЛДПР.
Скажем, левые протестировали одну из новых российских нейросетей для создания анимированных образов своих кандидатов в мэры Москвы и президенты России. В первом случае на свет появился мультяшный персонаж, внешне похожий на Дзержинского. Во втором случае нарисовался товарищ среднего возраста в костюме и красном галстуке, по стилистике напоминающий о плакатном образе трудовой интеллигенции советских времен.
В то же время коммунисты, похоже, пробуют, насколько нейросети подходят для применения в ходе выборов. Как сообщил руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, на встрече региональных лидеров партии из Сибири и Дальнего Востока в Якутске «обсуждали опыт борьбы и практическую работу по пяти партийным вертикалям, особенно заинтересованно – использование нейросетей в избирательных кампаниях». Как раз на этом семинаре-совещании были представлены первые попытки смоделировать образы известных партийцев под ту или иную концепцию кампаний. «Получилось спорно, но интересно. Где-то удачно поймали образ регионального лидера, где-то нет. В общем, партийные технологи осваивают новые приемы и методы», – сообщил Обухов.
Для опытов коммунисты использовали образы, к примеру, главы Хакасии Валентина Коновалова, экс-губернатора Иркутской области Сергея Левченко, депутата Госдумы от Бурятии Вячеслава Мархаева. Вышло местами интересно и даже забавно, но было еще раз подтверждено, что, как и всякая программа, результат работы нейросети существенно зависит от количества и качества загруженных в нее вводных и данных.
От КПРФ не отстают и коллеги по Госдуме: лидер ЛДПР Леонид Слуцкий уже анонсировал создание политического алгоритма «Жириновский» на основе доступных нейросетей. В партии утверждают, что это будет первый такой проект в мире. В нем наследие основателя будет совмещено с современным информационным контекстом – и тогда «Жириновский» сможет комментировать, советовать и предсказывать. Сам Слуцкий поясняет, что это будет новейшая из современных нейросеть, которая сумеет смоделировать ту позицию, которую занял бы, по его словам, «гениальный политик, великий сын сегодняшней России в отношении тех или иных вопросов, касающихся благополучия нашей страны». Оцифровка наследия Жириновского вроде бы как уже завершается. В партии подчеркивают, что материала достаточно: «Этот алгоритм создадим на базе более чем 18 тыс. часов интервью и выступлений Жириновского за 30 с лишним лет, в которых он охватил большую часть тем. Этой базы данных вполне хватит для того, чтобы сгенерировать его ответ на возможные новые вопросы. Задачи этой нейросети исключительно просветительские – познакомить людей с наследием Жириновского».
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов рассказывает коллегам из регионов о потенциале интернет-технологий. Фото из Telegram-канала Обухов.PRO |
Оптимизм Обухова не разделил член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов: «Пока это больше всего напоминает пиар-акцию партий для продвинутого среднего класса. Но проблема в том, что форма такой агитации хороша для либералов и социал-демократических партий, но не очень доступна избирателям КПРФ и ЛДПР. У КПРФ основной избиратель – пенсионного возраста, а у ЛДПР – люди с низкими доходами, до них таким образом не достучишься. Но как реклама, некий хайп на популярной теме это выстрелило. Пока все-таки это чисто имиджевая история, а не прикладная».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «С новыми технологиями у партий появляются новые идеи, как их использовать. Но пока все это похоже на красивую и интересную игрушку, способную привлечь внимание к себе как прессы, так и молодежи. Все это весело, здорово, но ненадолго». Эксперт напомнил, что яркая реклама и узнаваемость не всегда переходит в рейтинги и голоса: «Иногда кандидаты и партии, которые все время на слуху, набирают маленькие проценты на выборах. Так Партия любителей пива была впереди по цитируемости и упоминаемости в 1995 году, однако получила 0,62% на выборах. Проблема в том, что публика воспринимает такие новации как развлечение, которое быстро входит в моду и так же быстро забывается. Всем нужен живой политик, а не виртуальный, конкретные ответы на вопросы, а не обтекаемые формулировки, которые может дать тот же виртуальный Жириновский». Эпатирующая агитация не воспринимается избирателями серьезно, «партия, по мнению людей, должна не столько развлекать, сколько защищать их интересы, а если нет реальных дел, как говорится, то не спасет пиар-отдел».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ», что как для России, так и для прочего мира нейросети – это пока экзотика. «Использование их на выборах – это апелляция к конкретным целевым аудиториям, молодежи, интернет-пользователям, интеллигенции и «рассерженным горожанам». Но проблема в том, что апелляция к ядерным электоратам этих двух партий посредством интернет-анимации – идея неудачная, так как и те и другие любят смотреть телевизор. Поэтому это чистой воды хайп: мы модные, продвинутые, технологичные, в общем эдакая самопрезентация для широкой публики», – полагает эксперт.