Коммунисты обучают своих профсоюзных активистов в городе трех революций. Фото с сайта www.kprf.ru
Как стало известно «НГ», в КПРФ открылась федеральная горячая линия по защите трудовых прав. Телефонная служба буквально на днях заработала в Екатеринбурге, но люди звонят туда со всей страны, их консультируют юристы. Обучают же профсоюзных лидеров и активистов в основном в Петербурге, где только что стартовал третий поток слушателей соответствующих курсов. Партия, согласно своим программным установкам, сейчас серьезно активизирует связь с рабочим классом, который современным марксизмом рассматривается максимально широко. Эксперты считают это одним из элементов подготовки коммунистов к выборам 2024 года.
Горячая линия КПРФ по защите прав трудящихся пока даже толком не рекламируется, хотя заработала она с начала апреля. На соответствующем сайте также можно оставить заявку либо на получение помощи, либо на «создание профсоюза». Сам сайт открывается цитатой лидера КПРФ Геннадия Зюганова: «Назрела потребность в создании, укреплении и организации деятельности подлинно народных и патриотических профсоюзов, готовых совместно с Компартией бороться за права наемных работников, за социализм. Профсоюзы призваны стать важной частью политической системы, участвовать в выработке государственной политики в сфере трудовых и социальных отношений, принятии важнейших управленческих решений».
Соратниками по горячей линии указано около десятка профсоюзов, например НПС «Солидарность», Межрегиональная «Рабочая ассоциация», Независимый профсоюз работников наземных служб аэропорта Пулково, Межрегиональное профобъединение «Защита», профсоюз работников РАН, профсоюз «Курьер», Студенческий профсоюз «Дискурс», первичная профорганизация АвтоВАЗа и др. Официальных структур типа ФНПР среди союзников КПРФ по рабочему движению нет. Наверное, по чисто политическим причинам, которые, судя по всему, породили и профсоюзную горячую линию. Недаром на ее сайте висит план мероприятий почти на год вперед, который почему-то заканчивается практически перед самым днем выборов президента РФ в марте 2024-го.
Активно партией проводится и обучение для активистов и профсоюзных лидеров со всей страны. Так, в Петербурге стартовал уже третий по счету межрегиональный семинар. Задача курсов – обучить и подготовить к практической работе тех, кто вместе с коммунистами будет защищать права рабочих на своих предприятиях. Перед началом третьего потока выступил член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь горкома партии Роман Кононенко. Он напомнил о популярной в советские годы фразе «Профсоюзы – школа коммунизма»: «Ленин имел в виду то, что из профсоюзов советская власть будет черпать кадры. Сейчас ситуация иная, так как произошла временная контрреволюция. Но фраза все еще актуальна, ведь профсоюзы учат бороться за свои права – сначала экономические, а затем и политические». Обучение у левых проходят как рабочие с производств и сотрудники бюджетной сферы, так и мелкие предприниматели и IT-специалисты. В общем, те, кого современный марксизм и считает своего рода новым пролетариатом.
Секретарь горкомитета КПРФ по работе с профсоюзами и трудовыми коллективами Ольга Яковенко рассказала «НГ», что на контакте с партией десятки небольших профсоюзов по всей стране, а через школу по защите трудовых прав за последний год прошло около сотни человек. Для прихода на семинары профактивистам нужно либо состоять в партии, либо получить рекомендацию от реготделения. По ее словам, вся эта работа к выборам не имеет отношения, это лишь выполнение решений руководящих парторганов.
В КПРФ подтвердили «НГ», что работа идет в русле постановлений съездов и пленумов о налаживании работы с профсоюзным и рабочим движением. Возможно, ее активизация и стала причиной для усиления давления на коммунистов в отдельных регионах. Так что дальнейшие действия власти в том случае, если смычка левых с трудящимися станет еще теснее, в партии заранее даже и не прогнозируют. Как сообщил руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов, резкая активизация работы в данном направлении произошла буквально за последний год. Коммунисты налаживают сотрудничество с региональными и местными профсоюзами по всей стране, но есть и единичные случаи контактов с активистами ФНПР. Как показывают соцопросы, 40% всех активных конфликтов в стране – это социально-трудовые конфликты между работниками и работодателями: «Власть, конечно, пытается погасить эти конфликты как умеет, свести это все на нет, а коммунисты защищают человека труда, хотя мы пока в начале этого пути». И он подтвердил «НГ», что данная работа находит негативный отклик у региональных властей: «Там, где наши отделения активно работают с профсоюзами и рабочим движением, там давление сильнее. Ответ прямо пропорционален нашим усилиям».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев напомнил «НГ», что «за последние два десятилетия профсоюзное движение фактически разгромлено, профсоюзы либо находятся под патронажем власти, как ФНПР, либо задушены, либо пребывают в зачаточном состоянии, ведя точечную работу». Поэтому, по его словам, активность КПРФ на этом фоне выглядит громкой, хотя сотня обученных активистов в 140-миллионной стране – это пока скромный результат. «Да и левые, как правило, не организовывают стачек и забастовок или акций протеста по отстаиванию трудовых прав, а уже присоединяются к имеющим. Рабочие и профсоюзы – это еще одна опора для КПРФ, позволяющая партии доказывать избирателям свою полезность», – пояснил он. Хотя, по мнению Калачева, пока рассказы левых выглядят более ярко и красочно, чем ситуация есть на самом деле. «Коммунисты действуют так, чтобы с властью не портились отношения. И хотя Кремль смотрит на их активность спокойно, конечно, деятельность особо протестных отделений по стране вызывает недовольство региональной власти, провоцирует давление на партию. Просто потому, что любая форма активности и самоорганизации граждан вызывает у властей подозрение и недовольство. Но на деле у нас рабочее и профсоюзное движение сейчас на уровне конца XIX века», – подчеркнул эксперт.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Тема обратной связи с электоральными нишами осуществляют активные партии, у которых есть деньги. А у КПРФ, как у парламентской партии, безусловно, есть деньги. Вот она и работает с разными группами своих избирателей и пытается прирастить новых». Эксперт отметил, что поскольку левые потеряли часть общепротестного электората, они пытаются это заместить, работая в других протестных сегментах. Поскольку только за счет протеста – причем, любого КПРФ только и может нарастить результаты на выборах. Если раньше это был отчасти электорат несистемной оппозиции, то сейчас коммунисты продолжают попытки привлечь недовольных властью патриотов. Мухин считает, что, работая с профсоюзами, КПРФ отчасти заходит на территорию «Единой России», а следовательно, в тех регионах, где партия будет наиболее активна, ей последует ответ: «КПРФ – это все-таки оппозиция, а значит, противник партии власти. К ней и будут относиться соответствующе. Что же до регионов, то там, где отношения у отделений КПРФ с губернаторами выстроены, никто давить левых не станет, если, конечно, сверху не спустят соответствующую разнарядку», – предположил эксперт.