0
4447
Газета Политика Интернет-версия

11.04.2023 20:08:00

Минюст утяжеляет закон об адвокатуре

Государство готово отрегулировать внутреннее устройство профессионального сообщества

Тэги: госдума, закон, адвокатура, минюст, правила корпорации, профессиональное сообщество

On-Line версия

госдума, закон, адвокатура, минюст, правила корпорации, профессиональное сообщество Адвокатская палата Москвы задала властям несколько вдумчивых вопросов по профильному закону. Фото с сайта www.advokatymoscow.ru

Совет Адвокатской палаты (АП) Москвы опубликовал очередную позицию с критикой поправок к закону об адвокатуре, которые сейчас находятся на рассмотрении Госдумы. Минюст по-прежнему пытается с излишней силой отрегулировать внутренние нормы и правила корпорации, например создать единый государственный реестр адвокатов, хотя основной принцип деятельности профессионального сообщества – это самоуправление. АП Москвы напомнила ведомству, что базовый закон сам по себе не требует закрепления в нем разного рода технических подробностей.

Напомним, что и первичная версия поправок вызывала недовольство, так что в конце февраля они были внесен в Госдуму в измененном виде. Формально считалось, что данная редакция была согласована Минюстом с Федеральной палатой адвокатов (ФПА) РФ. Например, была исключена норма, предоставляющая ведомству право на судебное оспаривание решений, принятых советами адвокатских палат.

Тем не менее в нынешнем документе по-прежнему предусматривается создание Единого государственного реестра адвокатов (ЕГРА). По идее он должен если и не искоренить, то хотя бы уменьшить случаи мошенничества в сфере юруслуг. Идет речь также и о закреплении в законе Комплексной информационной системы адвокатуры России (КИС АР), через которую подбираются защитники по назначению. В начале апреля комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил проект, предложив принять поправки в первом чтении. Дата голосования пока неизвестна, ожидается, что оно может пройти в мае.

Что же касается позиции Совета АП Москвы, то в ней прежде всего «с удовлетворением» отмечено исключение самого спорного предложения, или «принципиально неприемлемой нормы», о праве Минюста обжаловать решения палат о прекращении дисциплинарных производств, что в корпорации считалось неким намерением «поставить под сомнение независимость адвокатуры». Но Совет АП Москвы выразил сожаление, что прочие мотивированные замечания и предложения сообщества «так и не были учтены». Заметим, что в начале года в ведомство был направлен первый отзыв, где среди прочего негативно упоминалось предложение забрать у адвокатуры большинство голосов в квалификационных комиссиях ее же региональных палат. Не поддерживалась и идея «согласования» с Минюстом положений о сдаче экзаменов на статус адвоката.

Теперь же АП Москвы возразила против плана добавить в федеральный закон целую главу о КИС АР без какой бы то ни было целесообразности. Столичные адвокаты недоумевают: зачем вообще детально прописывать правовой статус, содержание, порядок функционирования и даже название такой системы? Ведь эти вопросы не относятся к компетенции федерального законодателя и соответственно не требуют регулирования федеральным законом. Достаточно указания в законе на наличие такой системы и обязанность органов власти интегрировать с ней свои информресурсы. Тем более что «именно такой подход применен законодателем в ФЗ-63 по другим вопросам, касающимся регулирования внутренней деятельности адвокатской корпорации». И это как раз полностью и соответствует принципу самоуправления, на котором, в частности, основана деятельность адвокатуры. К тому же это позволяет избавить закон «от необоснованной перегруженности», заметили в АП Москвы.

Как поясняют эксперты, есть опасение, что детальная инкорпорация КИС АР в закон может привести к чрезмерному контролю над ней со стороны Минюста. Кроме того, есть риск, что раз система аккумулирует большой объем данных, получаемых от различных источников, а доступ к ней будет у достаточно широкого круга лиц, то начнутся утечки информации или неправомерное использование сведений. По словам члена АП Москвы Александра Иноядова, регламентация в законе организационных и других требований, предъявляемых к той же КИС АР, «ограничивает самоуправление адвокатуры и формирует избыточное регулирование», которое, в свою очередь, станет препятствовать ее эффективной работе. Например, потому, что при регулировании по закону уже невозможно будет оперативно изменять систему корпоративными актами, возможно, потом они вообще будут вытеснены с этого поля.

Адвокат адвокатского бюро «Интеллектуальный капитал» Ирина Каплун напомнила «НГ», что сейчас в руках ФПА находится утверждение положений о порядке сдачи квалификационного экзамена, о перечне вопросов к ним и об оценке знаний претендентов. Поправки Минюста оставляют ФПА лишь утверждение перечня вопросов, остальное «разрабатывается ФПА, но утверждается Минюстом». А указание в законе на ЕГРА поменяет нынешнюю ситуацию, когда реестры адвокатов ведут территориальные органы юстиции отдельно в каждом субъекте РФ. Но главное , что в ЕГРА будет отдельный раздел по учету не сдавших экзамен кандидатов в адвокаты. Между тем, реестр адвокатов не может содержать сведений о гражданах, которые такого статуса не имеют и не имели. Публичное размещение подобных сведений в открытом доступе нарушит права этих граждан. По ее мнению, в целях реализации запрета на допуск к экзамену того лица, которое в течение года до этого не прошло подобного испытания, будет достаточно взаимодействия адвокатских палат. 

В целом, указал «НГ» адвокат, член АП Москвы Олег Пантюшов, поправки в закон об адвокатуре в редакции Минюста направлены на ограничение ее самостоятельности, с одной стороны, и на усиление госконтроля над корпорацией – с другой. В частности, этим и обусловлено желание ведомства увеличить сферу согласований с ним, хотя «этим подрывается основной принцип существования адвокатуры – независимость от государства». Некоторые же новеллы и вовсе в принципе невыполнимы, к примеру, обязанность ФПА передавать Минюсту сведения о выданных ордерах адвокатов. Закон, подчеркнул Пантюшов, нуждается в изменениях, но именно для закрепления и расширения гарантий этой независимости. Скажем, в законодательстве на сегодняшний день по-прежнему отсутствует ответственность чиновников за воспрепятствование деятельности адвоката.


Читайте также


Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
2324
Новые политпроекты Минюст блокирует на дальних подступах

Новые политпроекты Минюст блокирует на дальних подступах

Дарья Гармоненко

Для отказа в регистрации пока используется закон о юрлицах, а не о партиях

0
2241
"Любители пива" не встретят "Рассвет" на выборах Госдумы

"Любители пива" не встретят "Рассвет" на выборах Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Минюст отказывает новым партиям в регистрации, а действующим – в существовании

0
2863
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
2785

Другие новости