Недовольные пока смогут уместиться на этом пятачке бульвара. Фото с сайта www.lensdet.ru
Петербургское «Яблоко» 17 апреля рассчитывает получить от властей Мурина в Ленинградской области ответ на заявку о митинге против электронных повесток. Если его согласуют, то подобные акции, видимо, станут возможны и в других городах. Яблочники настаивают, что новые меры, прописанные в законе, антиконституционные. И в перспективе обещают помочь тем, кто от него пострадает и обратится за юрпомощью. Но пока это больше похоже на попытку электорального прогноза насчет реинкарнации «рассерженных горожан». Эксперт считает, что в теории расчет верен, но скорее всего не на ближайшую перспективу.
Митинг в г. Мурино численностью до 200 человек планируется провести в случае его согласования 23 апреля на бульваре Менделеева. «Яблоко» и не скрывает того, что это место выбрано из-за разрешительного подхода властей Ленобласти к проведению публичных мероприятий. В Петербурге же они по-прежнему запрещены под разными предлогами, включая ковид.
Зампред «Яблока», депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский заявил «НГ»: «Такого рода решения возмущают, весь закон просто чудовищный, все 50 с лишним страниц. Теперь необязательно получать повестку в военкомат лично – для государства достаточно, что оно ее отправило. Не пришел после этого в военкомат – запретят выезд из страны, сделки с недвижимостью и вождение автомобиля. Конечно, это грубое и внесудебное ограничение конституционных прав ради наполнения армии новыми рекрутами». По его мнению, последствия очевидны: новая волна эмиграции – молодых, талантливых и энергичных.
«Конечно, мы будем бороться с новацией всеми возможными способами», – пообещал Вишневский. Но в суды партия пока не может обратиться, поскольку нет прецедентов нарушения прав конкретного человека. Пока также не ясно, будут ли руководящие органы «Яблока» рекомендовать распространить митинговую практику на другие регионы, что подтвердил сам Вишневский. Он сообщил «НГ», что никаких намеков или переговоров о мероприятии 23 апреля с чиновниками муринской администрации не ведется, скорее всего решение сразу же будет официальным. Гадать о возможном содержании ответа он не стал, заявив при этом, что цель партии – «добиться отмены закона».
Член бюро петербургского «Яблока», юрист Александр Кобринский пояснил «НГ», в чем «Яблоко» видит антиконституционность: «Во-первых, фактически вводится понятие вмененной вины, поскольку повестка считается врученной уже по факту отправки. Также закон вменяет в обязанность иметь гаджеты и посещать интернет, те же, кто не исполняют этих положений, по факту считаются нарушителями. Во-вторых, такие меры, как немедленный запрет на выезд и через 20 дней запрет на распоряжение имуществом, связаны не с конкретным нарушением законов, а именно с этим требованием проверять интернет и являться в военкомат. В-третьих, абсолютно несоразмерные вводятся наказания для уклонистов». Кобринский подтвердил, что если партийца или сторонника «Яблока» коснутся новые нормы и тот обратится за помощью, то партийные юристы будут сопровождать его дело вплоть до Верховного и Конституционного судов.
Так что пока борьба «Яблока» с законом об электронных повестках выглядит больше политической, чем правозащитной. Активизация, видимо, связана с неким прогнозом или даже расчетом на то, что действия властей послужат возрождению электорального слоя «рассерженных горожан», то есть реинкарнируют либеральные протестные настроения. Понятно, что кроме «Яблока» претендовать на них легально вряд ли сможет кто-то еще. Остается только вопрос, насколько достоверен подобный прогноз либо корректен данный расчет?
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает вполне естественным тот факт, что оппозиционеры политически мотивированны. По его мнению, «Яблоко» хочет актуализироваться на пацифистской теме по максимуму, для него очевидно, что как только пойдут повестки, то есть дело коснется реальных людей, то пойдет расти недовольство: «Партия идет им навстречу, показывает, что она жива и защищает их права. Конечно, одного митинга мало, нужна целенаправленная работа. Например, серия акций в регионах, суды и т.д. Но «Яблоко» вполне может стать новой точкой кристаллизации недовольных. То есть вернуть тех самых «рассерженных горожан». Калачев напомнил, что от недовольства до действия есть дистанция: на первом этапе человек пытается отгородиться от политики, на втором – выбирает безопасный метод тайного голосования против власти и только на третьем этапе выходит на митинги. «Если рассчитывать на то, что яблочники соберут сильный уличный протест, вряд ли стоит, то электоральный протест они вполне могут собрать. Чуда в виде прохождения в Госдуму, конечно, не произойдет, но серьезно нарастить голоса в крупных городах вполне по силам», – заметил Калачев.