Оппозиционер Сергей Удальцов намерен выскочить из-под системы на несколько месяцев раньше. Фото Reuters
Лидер «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов добивается досрочного снятия судимости, которая сама по себе должна быть погашена в начале октября. Однако статус судимого затрудняет Удальцову занятие политической деятельностью, а также мешает его трудоустройству в определенных сферах. Например, стать помощником депутата Госдумы, где во фракции КПРФ состоит его жена, или, скажем, получить удостоверение адвоката.
Удальцов подал документы в Симоновский районный суд города Москвы о досрочном снятии судимости по «болотному делу» 22 мая, а на следующий день об этом сообщил официальный сайт КПРФ. Досрочное погашение судимости означает прекращение правовых последствий, связанных с преступлением и наказанием. На основании норм действующего законодательства судимость Удальцова автоматически должна быть погашена осенью 2023 года. Однако он решил действовать на опережение, в ходатайстве указав, что за последний год к административной ответственности не привлекался, правонарушений не совершал, административный надзор в его отношении снят. Таким образом, считает Удальцов, судимость вполне может быть погашена досрочно. Дата судебного заседания, говорится в сообщении на сайте КПРФ, пока не назначена.
Напомним, что по приговору Мосгорсуда в 2014-м Удальцов был осужден по ст. 212 ч. 1 УК РФ за организацию «массовых беспорядков» 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве. Он получил срок в четыре с половиной года и отбыл его полностью, освободившись в 2017-м. До 2022 года лидер ЛФ находился под административным надзором, причем большую часть этого периода – под угрозой ужесточения контрольного режима. Летом того же года его жена Анастасия Удальцова стала депутатом Госдумы вместо тогдашнего лидера московских коммунистов Валерия Рашкина, лишенного полномочий по итогам судебного рассмотрения «дела лося».
Судимость по законам РФ влечет за собой ограничения для гражданина, которому закрывается, скажем, доступ к педагогической сфере или госслужбе. Право баллотироваться на любых выборах для таких людей ограничивается криминальным фильтром, который в отношении тяжких и особо тяжких преступлений действует более чем десяток лет и после снятия судимости. Последняя может стать и основанием для ограничения человеку свободы выбора места жительства. Считающиеся судимыми граждане не вправе приобретать оружие, быть опекунами, вступать в адвокатуру, но главное, что они сталкиваются с проблемами и при обычном трудоустройстве. С формальной точки зрения законодательство предусматривает два условия для снятия судимости – возмещение вреда и безупречное поведение (см. «НГ» от 11.05.23).
В случае с Удальцовым основной вопрос в том, зачем сейчас прилагать какие-то усилия, если до автоматического снятия судимости остается чуть меньше пяти месяцев. Ведь судебные процессы – дело долгое, и не факт, что добиться своего удастся с первого раза. Как объяснил «НГ» лидер ЛФ, иск в суд он подал сам, поскольку имеет юридическое образование и знает процедуру. Впрочем, на рассмотрение ходатайства Удальцов может пригласить защитника, например, уточнил он, Дмитрия Аграновского или Виолетту Волкову, то есть тех, кто участвовал в «болотном процессе». Удальцов надеется, что к моменту рассмотрения иска кто-нибудь из депутатов Госдумы от КПРФ даст ему положительную характеристику, которую присовокупят к делу. «Конечно, это будет не жена, что было бы странно», – заметил он.
«На самом деле здесь не такое сложное с юридической точки зрения дело, документы собрать просто, составить ходатайство – тоже. Мне нужно было только две справки: от МВД по месту жительства, что больше года я ни разу не привлекался ни по каким делам, а это правда, так что справку получить было легко, и от жилищно-строительного кооператива по месту жительства, что я не хулиганю», – пояснил Удальцов. Рассмотрения ходатайств о досрочном снятии судимости, сказал он, не только просты по составлению, но и быстры по рассмотрению. Лидер ЛФ рассчитывает, что слушание назначат в течение месяца: «Если искусственно не будут затягивать, например, не вернут документы, найдя в них какие-то нарушения, то решение уже в июне вполне реалистично». Автоматически судимость истекает 8 или 9 октября, но, по его словам, можно поторопить систему, раз он имеет такое право.
Удальцов рассказал «НГ», что резонов у него несколько. Во-первых, снять ограничения в плане трудоустройства. Пока он зарабатывает время от времени журналистикой и юридическими консультациями, но постоянного заработка нет – и неснятая судимость здесь очень мешает. Во-вторых, нужно пресечь даже призрачную возможность для полиции снова назначить административный надзор. По закону, пока судимость окончательно не погашена, его теоретически могут вернуть. Оппозиционер признался, что есть и политический аспект: с одной стороны, важно добиться права как можно быстрее идти на выборы, а с другой – «важно отвоевать у этой системы хотя бы три-четыре месяца, показав, что по-прежнему не согласен с приговором, как и изначально». Он напомнил, что даже ЕСПЧ признал приговор ему по «болотному делу» незаконным, хотя теперь такая «сложная международная обстановка, что мнение Европейского суда не учитывается, но тем не менее».
На вопрос «НГ» о планах на будущее несудимого гражданина Удальцов заметил: «Возможно, добьюсь адвокатского статуса и пойду работать адвокатом. Либо пойду работать по думской линии, например помощником депутата. Пока, конечно, это еще не предопределено. Кроме того, будем думать с депутатами о том, как смягчить статью в плане того, чтобы уменьшить сроки, которые не позволяют после снятия судимости участвовать в выборах. Также могу помогать коллегам в законотворческой деятельности».