Руководитель ФАДН Игорь Баринов дипломатично реагировал на предложения депутатов стать главой Миннаца. Фото с сайта Государственной думы РФ
Глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов 24 мая в Госдуме не раз повторил, что миграционная сфера в целом не входит в компетенцию ведомства. Но по приезжим и было больше всего вопросов, часто с подтекстом, что не видно единого государственного курса против захлестнувшего Россию потока мигрантов. Партии, включая «Единую Россию», выступили за превращение ФАДН в отдельное министерство, на что Баринов реагировал дипломатично. Не стал он спорить и с заявлением, что для Кремля межнациональный мир – это третий внутриполитический приоритет после СВО и социально-экономической ситуации. В этом контексте противоречивая демонстративность миграционной политики властей, которая сочетает риторическую жесткость с практическим бездействием, с одной стороны, вроде бы должна вызывать удивление. С другой стороны, как раз это, видимо, и указывает на наличие здесь реальных интересов у серьезных игроков.
К депутатам на правительственный час Баринов пришел с докладом о реализации государственной национальной политики, которая связана с приезжими в основном лишь своим разделом об адаптации иностранных граждан (ИГ), находящихся в РФ. Отчет, впрочем, он начал с геополитики: мол, враждебные силы на Западе пытаются ударить по нашему национальному многообразию, считая это слабостью, но мы к такому подготовились. И хотя, дескать, они, конечно, продолжат свою активность, однако понятно, что ничего у них не выйдет. Ибо, как только что сказал президент Владимир Путин, Россия за тысячу лет смогла научиться создавать прочное межнациональное согласие. ФАДН как раз и мониторит соответствующую ситуацию, пояснил Баринов, эффективность контроля неуклонно повышается.
Из всего выступления в обычной бюрократической стилистике «и меняли налима вы мне на линя» можно выделить только несколько пунктов. Ведомство обходится госбюджету не слишком дорого, хотя денег на важное дело можно было бы давать и больше. При этом даже скромное финансирование позволяет действовать эффективно, хотя все осложняется тем, что межнациональными взаимоотношениями вообще-то занимаются региональные и местные власти, ФАДН обеспечивает их методологией. Баринов подчеркнул, что актуальность и действенность адаптационных программ во многих субъектах РФ достаточно низкие. Он еще раз подтвердил, что в четырех регионах летом начнется экспериментальное внедрение типового курса по адаптации иностранцев (см. «НГ» от 22.05.23), составленного в его ведомстве.
Было ясно, что депутаты в основном станут спрашивать Баринова о мигрантах и связанных с ними конфликтах в обществе, так и произошло. Поэтому он был вынужден не раз повторить, что миграционная политика в целом к компетенции его агентства не относится, это, мол, сфера межведомственных интересов. Но Баринов, получается, молчаливо согласился с тем, что, по словам сопредседателя «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Геннадия Семигина, который возглавляет комитет ГД по делам национальностей, данная сфера является для администрации президента третьим внутриполитическим приоритетом. После соответственно спецоперации и социально-экономической ситуации. То есть в Госдуме попытались через Баринова посоветовать Кремлю, что на данном направлении стоит делать. Глава ФАДН от комментирования острых заявлений типа о намеренном размывании коренного народа России приезжими в основном уходил. Точно так же, как и от реакции на требование почти от всех партий, в том числе и ЕР, преобразовать его ведомство в Миннац, сделав головным.
Напомним, что на днях президент поддержал ФАДН, дав поручение активно развивать адаптационные механизмы для мигрантов. А ранее Путин сам указывал на то, что в миграционной политике есть важная экономическая составляющая, но имеются там и обязательные аспекты, связанные с общественными настроениями, а также вопросами безопасности государства. И он считает, что все части необходимо совмещать непротиворечиво, ни об одной при этом не забывая. В принципе это и есть краткий пересказ нынешнего курса власти в отношении миграционной ситуации в РФ.
Противоречивость политики преподносится прямо-таки демонстративно, когда руководители силовых ведомств трубят об опасности огромных миграционных потоков, а экономические чиновники продолжают настаивать на импорте рабочей силы. Жесткая риторика силовиков, однако, создает у граждан многих мигрантопривлекательных регионов впечатление, что изображение проблемы на экране телевизора вообще не соответствует виду из их окон на толпы приезжих. Наверное, это не добавляет доверия властям, но те продолжают явно финансово обусловленное бездействие в настоящей борьбе с нелегалами, а точнее – гастарбайтерами, вполне законно вытесняющими коренное население из ряда трудовых ниш.
Глава комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин настаивает на том, что межведомственное взаимодействие надо бы усилить. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Скажем, лидер СРЗП Сергей Миронов по следам правительственного часа уже выступил за требование для работодателей установить для приезжих среднероссийскую зарплату, а для тех – платить по 1% с каждого перевода денег на их родину. Глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов (ЛДПР) настаивает, что необходим более жесткий контроль за пребыванием иностранцев на территории РФ. А у РПЦ, например, есть свои рецепты для ускоренной адаптации мигрантов, детей которых, пошедших в российские школы, можно, дескать, наряду со всеми учить церковнославянскому языку. Короче говоря, уровень хайпа тут позволен самый высокий, а вот с настощими ужесточениями есть проблемы, причем часто уже и геополитического свойства. Уже давно замечено, а после начала СВО и массированных западных санкций стало просто понятно, что мигрантские страны Средней Азии, не стесняясь, давят на Россию, как только у выходцев из них возникают трудности с силовиками. Последняя новость на этот счет – это вызов посла Москвы в Таджикистане в местный МИД, чтобы заявить протест по поводу массовых обысков и задержаний в одном из общежитий Комсомольска-на-Амуре. А до этого были и массовые амнистии нарушителям миграционного законодательства РФ из Узбекистана, и разбирательства на самом высоком уровне с властями Киргизии по поводу их граждан. Итоги подобных консультаций обычно в информационном пространстве не проявляются, а значит, скорее всего заканчиваются уступками с российской стороны. Судя по всему, свободу миграции для своих людей, закачивающих деньги в их экономики, бывшие советские республики вполне успешно меняют на разрешения российскому бизнесу по-тихому проводить через эти государства каналы для серого импорта в РФ. Отдельная сфера – это интересы крупных предпринимательских структур внутри страны, а также, конечно, коррупционная рента, которую обильно собирает с мигрантов отечественная бюрократия всех уровней.
Член Центрального совета СРЗП Михаил Емельянов возразил «НГ»: «Ограничений для партий в поднятии актуальных тем нет. Вернее, они те же, что и у граждан, – говорить о проблеме без разжигания межнациональной розни и экстремизма». При этом он подтвердил, что проблема миграции в последние годы обострилась, например, в связи с тем, что были приняты законы, облегчающие получение гражданства РФ и права на работу. «Когда они принимались, силовые ведомства докладывали, что до 60% преступности совершается мигрантами, что увеличение потока приведет к общему росту преступности, что есть и опасность нарушения этнорелигиозного баланса. К этому добавляются сложности в сферах образования и воспитания, с социализацией тех приезжих, которые не становятся русскими. Ведь дело не в том, сдадут они экзамен или нет, а в том, примут ли они культуру России как собственную. Культурный диссонанс уже ощущается, но эту и другие проблемы пока не спешат решать. А чтобы снизить градус напряжения в обществе со стороны государства и есть негласный запрет на обсуждение данной ситуации», – пояснил Емельянов.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сказал «НГ», что «выступление Баринова в Госдуме произвело тягостное впечатление, такое ощущение, что его ведомство не нашло себе места в системе исполнительной власти, поэтому он или уходил от ответов, или переадресовывал вопросы МВД и прокуратуре». По мнению коммуниста, «в ключевых сферах жизни общества приоритет зачастую отдан не государственнообразующему народу, и вообще отлаженной политики для национальных отношений и миграции нет, все делается от случая к случаю волнами». Обухов напомнил, что с появлением новых территорий встал вопрос о национальности и самоидентификации новых граждан – русские они или украинцы? А есть еще и потоки мигрантов из Средней Азии. По его словам, «закачивание дешевой рабочей силы выгодно олигархам, отсюда и облегченное получение гражданства, но важно и то, что новые граждане в основном ориентированы власть, становятся частью ее поддержки». Он указал, что меры по адаптации мигрантов предлагаются половинчатые, с трудом представляется, как можно за короткий срок обучить русскому языку толпы молодых мигрантов, которые не жили в СССР. Потому-то «вместо решений зачастую предлагается чистый пиар».
Депутат Заксобрания Карелии от «Яблока» Эмилия Слабунова сообщила «НГ», что, с одной стороны, есть объективная потребность страны и экономики в мигрантах, они позволяют восполнить недостающие трудовые ресурсы. «Сейчас тему миграции в основном эксплуатируют либо радикалы, либо популисты, но, с другой стороны, это свидетельство того, что у власти нет четкой артикулированной политики», – пояснила она. По ее мнению, обещания власти по адаптации вроде бы призваны решить самую важную задачу: «Но у нас, как всегда, все пытаются сделать подешевле и без особых усилий. В итоге это может превратиться в профанацию. И поэтому данная тема в принципе не поощряется властью ни в политическом поле, ни в медиа. Да и граждан сегодня легко привлечь к ответственности за разжигания межнациональной розни».
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов пояснил «НГ»: «В целом с 2014 года есть желание канализировать агрессию в геополитику и Украину и отчасти это удалось – тема искрит менее серьезно, чем в нулевые годы. Плюс остается табу на русский национализм в публичном пространстве». Но это, конечно, не значит, что накопления противоречий не происходит, просто они не выплескиваются в легальном поле. «А желающие зайти на эту тему чаще публично демонстрируют правоохранители – например, недавно это сделал Бастрыкин, что тоже не всегда выглядит продуктивно. Так что в целом тема интернационализма себя исчерпала, что вполне видно по той же антиукраинской повестке, хотя вслух это признавать не принято и очевидной замены этому не просматривается. Со стороны политиков и партий есть скорее выпуск пара, серьезный заход на приезжих не допускается со времен «Родины» середины нулевых».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что тема миграции вызывает недовольство властей, дескать, не надо разжигать. А сейчас еще появился дополнительный аргумент – что Запад может использовать межнациональные отношения против РФ. «Играть с данной темой не принято в нынешнем политическом пространстве, хотя проблемы здесь старые. Конечно, партии могут их затрагивать, но очень ограничено. Последним, кто активно, но аккуратно тут играл, был Владимир Жириновский, но сейчас таких «артистов» в политике нет, нынешние предпочитают не рисковать», – пояснил эксперт. Он отметил, что в обществе есть серьезные антимигрантские настроения, выходящие за рамки националистического электората – и обычные люди хотят меньше мигрантов: «Причем психологически люди преувеличивают число мигрантов, их может быть от силы 10%, а люди ощущают, что их уже почти половина. Также есть преувеличение возможных угроз со стороны приезжих». Но, с другой стороны, есть объективная ситуация в экономике, которая сама же и загнала себя в зависимость от мигрантов. Также есть объективные проблемы с демографией, которые власти тоже решают с помощью мигрантов: «Вернуть ситуацию к началу 20-го века, когда люди зачастую были неграмотными, а семьи большими, не представляется возможным. Плюс мигранты, получающие гражданство, голосуют за власть (см. «НГ» от 16.02.22), хотя эта тема и вторична». Кроме того, подчеркнул Макаркин, в России существует ее понимание как многонациональной страны. Поэтому власть и не одобряет активную эксплуатацию темы политиками и партиями, она табуирована, хотя риторика против мигрантов нашла бы отклик среди избирателей. Но для политических игроков слишком очевидны риски в отношениях с властями: «Как только кто-то раскручивает эту тему, власть может осадить его сразу с трех сторон: дескать, разжигает межнациональную рознь, подыгрывает Западу, сам ничего не может предложить. При этом власть идет на небольшие компромиссы с обществом тем, что пытается показать – вот есть адаптационные программы, экзамены на знание русского языка и пр.».