Компартия последовательно работает с подрастающим поколением. Фото агентства «Москва»
КПРФ опубликовала доклад лидера партии Геннадия Зюганова к предстоящему 27 мая пленуму ЦК по патриотизму. Документ, правда, называется еще более конкретно – «О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения». В целом следует отметить, что курс на консенсус с властью по СВО сохраняется, как и политический нарратив последнего времени. КПРФ готова взять на себя роль партии власти при действующем президенте, чтобы обеспечить стране левый поворот, благодаря которому Россия только и сможет победить в противостоянии с Западом. При этом Зюганов аккуратно напоминает о событиях 30-летней давности, когда только что возрожденная партия стала объединять патриотов всех цветов и мастей для борьбы с Кремлем.
Геополитическая ширь выступлений Зюганова продолжается увеличиваться. Теперь он спокойно оперирует эпохами, в соседних абзацах перемешивая времена Ленина, 90-е годы прошлого века и нынешнюю ситуацию. Лидер КПРФ может легко перейти от деятельности большевиков к развалу СССР, а от роли Сталина в Великой Отечественной войне к текущей ситуации на полях СВО. Но главным недостатком таких программных речей остается отсутствие в них политико-технологических приемов, необходимых для реализации поставленных задач. Не стал исключением и вопрос о патриотическом воспитании молодежи как единственном способе укрепить страну в условиях враждебного внешнего окружения.
Однако в целом партийный нарратив выглядит вполне понятным: КПРФ в очередной раз указывает Кремлю на то, что у того под рукой другая партия власти, у которой есть альтернатива нынешнему курсу. Коммунисты считают его продолжение губительным для России, как минимум он не позволяет достичь никаких побед на текущем этапе. И, дескать, только левый поворот, возврат к достижениям и механизмам советского периода позволит стране вырулить из сложного положения. При этом Зюганов прямо в начале своей речи напоминает: его партия, воссоздаваясь в 1993 году, провозгласила главным лозунгом вовсе не социализм, а патриотизм. И на этой почве предпринимала усилия по объединению всех патриотов в пресловутую «красно-белую» коалицию против тогдашней политики президента Бориса Ельцина.
И такое напоминание, судя по всему, прямо связано с главным критическим пассажем доклада Зюганова пленуму ЦК: «Русский мир», поданный на блюде официальной пропаганды, решительно обеднен. В буржуазно-классовой интерпретации его будто обокрали, обкорнали со всех сторон, лишили напряженной духовной работы во имя преображения родины. И стал вдруг этот «русский мир» каким-то странным, половинчатым, обнищавшим, неполным. А значит, и не победным!» А дальше он высказывается еще более определенно: «Запад развязал против России настоящую войну на уничтожение. Условия спасения – мобилизация народных сил и сплочение общества. Но власть сохраняет курс в интересах кучки олигархов и высшей бюрократии. Это в корне противоречит интересам державы и усиливает угрозу национальной катастрофы. Классовый интерес мешает правящим кругам опереться на жизненно важный советский опыт. Чтобы оправдаться за это, они продолжают бросать камни в великую советскую цивилизацию. Власть официально пропагандирует «русский мир» при агрессивном антисоветизме. Это одновременно является и глупостью, и преступлением. Проводимая политика противоречит просоветским настроениям в обществе, которые устойчиво выявляет отечественная социология. Правящие круги упорствуют, не желая занять сторону народного большинства».
Жесткие оценки Зюгановым вроде бы были расставлены, но, как всегда, остался вопрос, как левая оппозиция переведет эту критику в реальную политическую борьбу. В частности, ранее коммунисты говорили, что соревноваться с партией власти в патриотизме они в ходе выборов не станут, а намеренно ударят по острым региональным и местным проблемам. Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков пояснил «НГ»: «Методы политической борьбы давно известны – парламентские и непарламентские. КПРФ использует оба». Непарламентские методы обширны, они включают в себя уличные акции протеста или забастовочное движение. По его словам, у КПРФ такие методы заключаются в выдвижении выборных программ, агитации, общении с гражданами по конкретным проблемам, а также в работе с научным сообществом и экспертами. Еще среди таких методов – активное информирование людей о деятельности и позиции партии: «Мы настаиваем, что несмотря на заверения в свободе слова, в РФ все же присутствует политическая цензура. Хотя формально она не узаконена, но она распространяется на все партии, кроме ЕР. Поэтому-то расширяем свои информационные возможности, работая и в соцсетях, и через телеканал «Красная линия», выпуская газеты «Правда» и «Советская Россия». Новиков напомнил, что еще партия активизировала работу с профсоюзами и обучение их актива. «Стратегически свои методы мы не корректировали, хотя ясно, что все зависит от обстановки. Так, во время избирательных кампаний, особенно в Госдуму ина президентской, акцент смещается с протестной активности на агитационную. А тактически мы корректируем методы, исходя из текущей повестки. В 90-е годы протестовали против принятия Земельного кодекса, в начале нулевых – против монетизации льгот, а пять лет назад собирали сотни тысяч человек на митинги против пенсионной реформы, во время внесения поправок в Конституцию выступили за созыв Конституционного собрания и против принятия этих поправок», – подчеркнул Новиков.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов сообщил «НГ», что по итогам заседания президиума ЦК в повестку пленума оперативно внесена вторая большая тема – «О задачах партии по укреплению народовластия и демократизации российского избирательного законодательства». На тот же вопрос «НГ» он ответил: сейчас склонить власть к сотрудничеству стало проще, сама ситуация подталкивает ее к этому: «По большому счету у власти нет точки опоры, она лихорадочно ищет, за что бы живое ухватиться. Поэтому-то постепенно перенимает советскую риторику и опыт». Обухов привел в пример исполнительную власть в регионах: глава Бурятии Алексей Цыденов дает интервью на фоне головы Ленина, губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев надел пионерский галстук, губернатор Алтайского края Виктор Томенко участвует в уличном перфомансе со Сталиным. «Прежняя система идеологических нарративов сдохла, поэтому сейчас власть мимикрирует, ища патриотизм как раз в советском прошлом», – заявил «НГ» Обухов. И подчеркнул: «У нас из методов ничего не меняется. Есть пропаганда, а есть агитация. Пропаганда – это постоянная информационная работа по позиции партии, агитация – это конкретное общение с избирателями. Так, мы стремимся донести патриотический месседж в пропаганде – вместе с позицией по СВО и глобальной политике. А в ходе агитации, как и задумывали, обязательно будем поднимать местные и региональные проблемы, волнующие граждан».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: «Сейчас коммунисты продвигают нарратив, что они объединяли патриотов еще 30 лет назад, но на самом деле многое тогда сделал Фронт национального спасения, где состоял Зюганов». И стратегически КПРФ вовсе не объединяла всех патриотов, было скорее тактическое сотрудничество, которое было направлено против Ельцина как общего врага. Но даже такой тактический союз сейчас повторить нет возможности, считает Макаркин. «Потому что нет явного «общего врага». Выступление против Путина – это страшный сон Зюганова и верхушки КПРФ, а также военных патриотов. Либералов, несмотря на риторику КПРФ, во власти нет, а Запад, и в частности Америка, слишком далеко. Да и смысла нынешним «белым» и имперцам обращаться к КПРФ нет, скорее они обратятся к власти. Нынешний патриотизм неизбежно объединяет его проводников с властью, где оппозиция играет подчиненную роль», – отметил эксперт. Он напомнил, что риторика КПРФ и реальность разнятся: в последней партия подыгрывает политике власти, желая встроиться в ее повестку. Но риторика такова, что власть, мол, следует за позицией партии, которую та высказала еще 30 лет назад: «После начала СВО нет никакой возможности давить на власть какими бы то ни было методами, поэтому КПРФ стремится быть востребованной в надежде, что когда-нибудь ее сделают партией власти. В свою очередь, власти все равно, какой риторики придерживается КПРФ. Даже если та называет себя главным патриотом». Во-первых, КПРФ находится в консенсусе с Кремлем по обороне и безопасности, во-вторых, не сотрудничает с несистемной оппозицией, в-третьих, не имеет выхода на широкую телеадиторию, а в-четвертых, не обладает инструментами давления на власть. «А то, как коммунисты работают на свою целевую аудиторию, власти все равно. Для большинства населения благодаря ТВ именно она и есть главный патриот».