Фото Reuters
От имени комитета Госдумы по обороне 31 мая появился законопроект о возможности почти всем категориям заключенных и обвиняемых в преступлениях заключать контракт с Минобороны о военной службе. Это было запрещено – в отличие от призыва по мобилизации или в условиях военных действий. Условные добровольцы сейчас стали основным резервом для пополнения боевых порядков, людей из-за решетки станут набирать в пресловутые новые ЧВК. На их появление уже обращал внимание основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. Но желающих заключать соглашения с государством без законной основы, видимо, до сих пор было немного.
Законопроект, под которым стоит подпись главы комитета Госдумы по обороне Андрея Картаполова, сразу начинается с самого главного. Указание на возможность для заключенных и находящихся под предварительным следствием граждан заключать воинские контракты с Минобороны напрямую оговорено обязательным участием в этом деле Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Следовательно, в отличие от вербовки спецконтингента в ряды ЧВК «Вагнер», тюремщики будут опираться не на устные распоряжения сверху, что, по слухам, было организовано именно таким образом, а на конкретную норму закона. Да и само армейское ведомство, а точнее, его финансово-бюрократическая часть не будет рисковать должностями, действуя в полулегальном поле. Например, по некоторым сведениям, это сильно затрудняло заполнение вакансий в новых ЧВК, а точнее, государственных военных компаний, которые тоже были разрешены отдельным законом.
Кстати, согласно новому законопроекту, к работе по поиску контрактников за решетками колоний и СИЗО подключаются также Следственный комитет, Генеральная прокуратура и соответственно МВД и ФСБ, у которых имеются свои следственные департаменты. Судя по всему, чем им заняться, тоже найдется, ведь брать на СВО будут не всех осужденных. В законопроекте приводится весьма обширный спектр уголовных статей, которые препятствуют заключению контракта. Отдельно упомянуты сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних, но не забыты и целые связки, например, антитеррористических и антиэкстремистских статей, понятное дело, шпионы и изменники, а также почему-то разного толка растратчики, расхитители и мошенники. Наверное, есть подозрения, что они и в ходе боевых действий смогут заниматься прежними хитрыми схемами.
Честным же заключенным или подследственным законодательно обещаны как прекращение уголовного преследования, так и освобождение от наказания, включая погашение судимости. Но для этого те, конечно, должны показать себя в реальном бою. Потому что в законе прямо говорится о том, что соответствующие ходатайства смогут подавать командиры подразделений. И хотя в судебные органы за таким послаблением, естественно, может обратиться и сам гражданин, но без положительной характеристики от начальствующего состава шансов у того будет немного.