Адаптация семей мигрантов теперь будет начинаться с оформления «прописки». Фото PhotoXPress.ru
От Верховного суда (ВС) России потребовали запретить дискриминацию иностранных граждан (ИГ) при приеме в образовательные учреждения. Претензии были предъявлены к норме о необходимости беженцам или мигрантам иметь регистрацию, чтобы устраивать в детсады своих отпрысков. ВС указал, что должны быть документы о законном пребывании ИГ и его близких. В споре, какая миграция – гуманитарная или трудовая, ВС теперь вроде за последнее. Однако, напомнили эксперты, нынешняя практика, то ли излишне либеральная, то ли коррупционная, говорит об обратном. Если следовать букве закона, множество даже легализованных малолетних приезжих должны каждые три месяца уезжать из РФ по с правилу «90 из 180».
Верховный суд рассмотрел иск гражданина Афганистана, который оспаривал необходимость регистрации для его ребенка при устройстве в детсад. О необходимости такого документа при приеме в любые образовательные учреждения говорится в приказе Министерства просвещения РФ. Заявитель указал, что владельцы квартир отказываются регистрировать приезжих. Потому, согласно ст. 43 Конституции о том, что доступ к образованию является всеобщим и обязательным, препятствий не должно быть даже у нелегалов поневоле.
ВС с этим не согласился, постановив, что дети ИГ могут быть зачислены в детсад только если родители представят документ, подтверждающий право на законное пребывание в Российской Федерации. Впрочем, в 2019-м ВС, хотя и отклонив подобную жалобу, все-таки указал, что формально ведомственный приказ не является основанием для отказа. То есть согласился, что отсутствие регистрации не должно быть препятствием для зачисления в детские сады.
Более того, это было распространено и на нелегалов: «Предоставление места в дошкольном учреждении не поставлено в зависимость от наличия регистрации по месту жительства или месту пребывания, а также наличия у иностранного родителя документов, подтверждающих его право на пребывание в РФ».
Гастарбайтеры давно знают, каким образом удобнее оформлять пребывание в России. Фото агентства «Москва» |
Как пояснил «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, правозащитники сталкиваются с постоянным нарушением норм Конституции и закона об образовании, что ИГ обладают равными с россиянами правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. «Учреждения научились выставлять барьеры для приезжих, ссылаясь на нехватку мест, незнание ребенком русского языка, наконец, отсутствие регистрации у родителей. Эти запреты требуют немало усилий и времени для преодоления», – заметил он, напомнив, что нередко – и через коррупционные схемы. Между тем, по его мнению, «искусственные запреты подрывают у приезжих авторитет страны, где законодательство и практика – это две разные реальности». Брод подтвердил, что ИГ часто оказываются без регистрации, поскольку собственники жилья сдают его нелегально и не хотят предоставлять арендаторам регистрацию.
Доцент кафедры политологии и политического управления РАНХиГС Михаил Бурда подчеркнул, что в первую очередь необходимо понимать, о какой категории мигрантов идет речь. Если это беженцы с законным статусом, то «государство берет на себя ряд обязательств, где и садик, и школа – одни из них». Если же иметь в виду членов семьи трудового мигранта, то первые вопросы должны быть такие: как они тут оказались и что они тут делают? С какой целью происходит их временное пребывание в России? Так что «государство, наоборот, должно принять максимальное количество ограничительных мер для того, чтобы семьи и дети трудовых мигрантов не приезжали вместе с ними в Россию». По его словам, нигде в мире нет практики совмещения миграции трудовой и гуманитарной. Бурда вообще настаивает, что давно назрела необходимость сокращения срока временного пребывания в РФ с 90 до 30 дней для ИГ даже из государств безвизового въезда.
Директор информационно-аналитического центра «Прогноз» Юрий Московский, говоря о правилах пребывания, заметил, что в законах не уточняется, на каком основании малолетние дети тех ИГ, кто приехал не из страны ЕАЭС или не является высококвалифицированным специалистом, вообще могут находиться в России продолжительное время. Ведь согласно букве закона, любой не работающий в РФ иностранец – из стран ли СНГ или даже ЕАЭС – имеет право быть здесь только 90 дней в течение каждых 180 дней. Если нет документов типа вида на жительство, то исключений и для несовершеннолетних нет, пусть даже они хорошо учатся в школе или спокойно посещают детский сад. Московский считает, что власти должны определить, по какому пути идти. Или не требовать соблюдения невыполнимых правил, не загонять десятки и сотни тысяч людей в ситуацию, когда их жизнь зависит от благорасположения контролирующих органов. Или все-таки поставить вопрос о легальности пребывания в РФ тех, кто даже при наличии регистрации нарушает правило «90 из 180».
Кстати, заметил Московский, сложности, с которыми сталкиваются мигранты, зачастую испытывают на себе и граждане РФ. И отказы в приеме детей в школы и детские сады по причине отсутствия регистрации – это реальность и для россиян. «Без регистрации, а по сути, «прописки» практически любой человек вне зависимости от гражданства может испытывать трудности с реализацией своих прав вплоть до конституционных», – подчеркнул эксперт. Так что, с одной стороны, возникает вопрос, с какой стати ИГ должен иметь преимущество перед россиянином, которых точно так же отсеивают. С другой стороны, можно понять и директоров учреждений, которые регистрацию требуют: перелимит в ряде школ и детских садов, куда выстраиваются очереди как из местных, так и приезжих, тоже большая проблема. Если отменять требование о регистрации совсем, тогда начнется хаос, который, конечно, можно было бы преодолеть выделением значительных средств на строительство образовательных учреждений всех типов с большим запасом по вместимости. И это единственное перспективное решение, хотя и требующее времени.
Сейчас же по закону любой ИГ без регистрации вообще не имеет права находиться на территории РФ. Более того, указывается, что если вовремя не поставить ребенка на миграционный учет и не сделать регистрацию, то за это грозит и штраф в размере 2–7 тыс. руб., и возможное выдворение из страны. По большому счету, сказал Московский, никаких проблем с наличием регистрации у ИГ, желающих отдать свое чадо в детсад, не должно быть, если они намерены соблюдать миграционный закон. При этом, как ранее писала «НГ» (см. «НГ» от 06.06.23), проблема выглядит еще более глубокой с учетом того, что трудовая миграция без всякого на то позволения властей, а токмо благодаря низовой коррупции постепенно сменяется переселением семей. На это государство начало реагировать с серьезным опозданием: мигранты активно трансформируются в иммигрантов и быстро осваиваются, становясь полноценными гражданами РФ и претендуя на те же права, что и россияне. И вопрос в том, проявится ли политическая воля, чтобы переломить этот тренд, или же миграционную политику по-прежнему будут реализовывать лишь по запросу большого бизнеса.