Фото сайта zsnso.ru
Еще один регион посчитал, что инициатива референдума о возврате к прямым выборам глав муниципалитетов не может быть поддержана. В Заксобрании Новосибирской области нашли для отказного решения правовые аргументы. Их основательность скорее сомнительна, чем достоверна, но для властей субъектов РФ это обстоятельство, похоже, уже не главное. Ссылками на кое-какие нормы им приходится объяснять, очевидно, уже устаревшее политическое указание. Приказ из федерального Центра поставить избрание мэров гражданами вне закона продолжает действовать, наверное, потому, что разрешить больше демократии может только президент, которому сейчас некогда.
Новосибирское Заксобрание пусть и не подавляющим большинством голосов, но все-таки утвердило 6 июля решение отказать инициативной группе граждан в проведении референдума о возврате к прямым выборам мэров городов и районов.
При этом в регионе ни для кого не является секретом, что за пресловутыми гражданами стоят представители остатков несистемной оппозиции. Недаром, например, действующий мэр Новосибирска Анатолий Локоть, возглавляющий местную КПРФ, весной этого года, когда отменялись те прямые выборы, благодаря которым он два раза и побеждал, никакой борьбы с этим процессом не повел. В нынешние времена слишком легко получить обвинения в связях с экстремистскими политэмигрантами.
Возможно, прямая корреляция инициативы референдума с запрещенной в РФ политической силой и предопределила в первую очередь тот факт, что Заксобрание при отказе не сильно было озабочено реальными правовыми аргументами. Коротко они сформулированы так: вопрос, выносимый на областной референдум, должен находиться в ведении исключительно регионального законодательства, однако то, что предлагает инициативная группа, регулируется и областным, и федеральным законодательством. Именно поэтому, дескать, такой референдум проводить и нельзя. Между тем, когда облизбирком пропускал данную инициативу к суду депутатов, эти доводы не звучали даже со стороны провластных экспертов.
Для того чтобы понять почему, достаточно открыть закон Новосибирской области о референдуме и убедиться, что как раз по вопросам совместного ведения референдум проводить можно. Единственное условие заключается в том, чтобы выносимая тема уже не была в негативном ключе отрегулирована Конституцией РФ и федеральными законами. Тот факт, что ничего подобного в последних нет, следует из закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. Его ч. 2 ст. 35 гласит: «Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». Это так называемая троица, открывающаяся как раз с варианта прямого избрания. То есть все дело в региональном законе, по поводу которых в той же Новосибирской области референдумы проводить разрешается.
Поэтому как бы немного более умные власти регионов, скажем, в Республике Коми, Госсовет которой на днях принимал подобное же отказное решение, пытаются ссылаться на федеральный конституционный закон о референдуме. Где, как считают они, действительно есть четкое запретительное указание устраивать голосования по тем вопросам, которые регулируются законом. Правда, на самом деле эта норма звучит немного иначе: «Отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти». В сожалению же для регионалов, вопрос о прямых выборах муниципальных мэров в качестве одного из трех способов их появления в должности отнесен к компетенции субъектов РФ.
Тогда возникает вопрос, отчего же региональные власти так упорно, но топорно отвергают вроде бы разрешенное им решение. Тут дело как раз в рекомендациях сверху от федерального Центра. Они хотя и выданы уже давно, а ситуация с тех пор сильно изменилась – местное самоуправление фактически ликвидировано, но до сих пор так и не отменены. Ведь сделать это в нашей стране, как известно, может лишь один человек, а он сейчас, как все видят, сильно занят совсем другими делами. Впрочем, нельзя исключать и того, что когда президент РФ все-таки решит стать им в очередной раз, то разрешение поднять уровень демократии последует в качестве подарка, который ему ничего не будет стоить, но главное, что ничего в реальности не изменит.