Правила формирования верхней палаты могут изменить в ожидании будущих ветеранов спецоперации. Фото Reuters
Очередные преференции для участников спецоперации депутаты Госдумы от «Справедливой России – За правду» (СРЗП) во главе с председателем партии Сергеем Мироновым предлагают ввести уже не в социальной, а в общественно-политической сфере. Это поправки к закону о формировании Совета Федерации, отменяющие ценз оседлости в отношении вышедших из боя кандидатов в сенаторы. Сейчас ценз не распространяется, например, на отставных генералов, дипломатов, а также действующих парламентариев, силовиков или чиновников разного уровня. Таким образом, лидер эсэров не выпускает из рук кувалду «Вагнера», поскольку битва за электоральную нишу ультрапатриотов продолжается.
Десяток именитых депутатов-эсэров настаивают, что военнослужащие – контрактники, добровольцы или мобилизованные должны иметь право на должности сенаторов без учета их места жительства. «Данная мера подчеркнет особый статус участников специальной военной операции, их вклад в отстаивании суверенитета РФ», – гласит пояснительная записка.
Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации» действительно содержит строгое ограничение – так называемый ценз оседлости. Сенатором от того или иного региона может быть человек, который там жил или пять лет перед назначением непрерывно, или не менее 20 лет в совокупности. При этом прописано и множество исключений из вроде бы обязательного ценза. Общий смысл всех изъятий в том, чтобы в верхнюю палату смог попасть любой гражданин, по которому в Кремле принято соответствующее решение.
Например, это действующие сенаторы и депутаты Госдумы по округам или даже кандидаты из партсписков от соответствующих регионов. Это и находящиеся на высоких постах люди в погонах, и федеральные гражданские чиновники, вообще сотрудники правоохранительных и силовых ведомств. Льготы предоставлены еще и действительным и отставным дипломатам, а также чиновникам регионального и даже муниципального уровней – нынешним и бывшим. Короче говоря, не поставить в этот крайне широкий ряд только что вышедших из боя солдат, офицеров и генералов было бы несправедливо. А СРЗП, как известно, с подобными явлениями всегда старается вести борьбу.
Впрочем, на этот раз речь идет скорее о намерении захватить побольше места в электоральной нише ультрапатриотов, на которую СРЗП стала активно претендовать задолго до мятежа ЧВК «Вагнер», став накануне событий 23–24 июня фактически политической подпоркой действиям бизнесмена Евгения Пригожина. От него сразу после мятежа Миронов аккуратно отошел, но от соответствующей риторики не отказался, как и от демонстративного благоприятствования всем военно-патриотическим идеям. И это понятно, ведь на том же самом электоральном поле действует, скажем, и ЛДПР. Лидер партии Леонид Слуцкий, к примеру, только что подписался под законопроектом о введении статуса «города-героя спецоперации». Стоит отметить, что как раз в последнее время все парламентские политструктуры как-то вдруг расширили СВО-диапазон своих законодательных инициатив, перейдя от предложений по введению чисто социально-экономических преференций к требованиям максимально показательно фиксировать роль и место будущих ветеранов и в общественно-политической сфере.