Проверку госаппарата на преданность президенту предопределило голосование 2020 года по поправкам к Конституции. Фото РИА Новости
Правительственные поправки к закону о системе госслужбы РФ на первый взгляд предстают как чисто бюрократическое решение. Главная новация в том, что чиновники федерального, регионального и муниципального уровней должны заполнять анкету единого образца. Обязаны они и уведомлять руководство об изменении в ее графах. Что заносить в анкету, какие сведения следует быстро обновлять, решит в специальном указе президент РФ. Это показывает значение данной инициативы, согласно которой госслужащего, нарушившего декларацию о своей добросовестности, а стало быть, и лояльности, будут увольнять. Закон введут в действие под конец этого года, а значит, чистка властной вертикали может стартовать уже в будущем году. Судя по всему, первым под проверку рискует попасть силовой блок.
В названии поступившего в Госдуму из правительства документа есть указание на корректировку и иных актов РФ. В основном это профильные законы, регулирующие деятельность силовых структур. Обновленные правила несения соответствующих видов госслужбы касаются и Минобороны с Росгвардией, и МВД вместе с ФСИН, и прокуратуры одновременно со Следственным комитетом России, а также ФСБ и прочих спецслужб, таможни, МЧС и Главного управления специальных программ президента, отвечающего, как предполагается, за ключевые секреты страны и власти.
После принятия парламентом правительственной инициативы до ее вступления в силу предполагается отвести 90 дней на подготовку подзаконных актов. В пакете документов уже имеется их точный перечень – и он тоже в основном упоминает именно военизированные ведомства. Вероятно, именно с них начнется проверка госслужащих на добросовестность, а стало быть, и на лояльность руководству страны, которое уже нескольких лет проводит политику национализации элит и чистки госаппарата от ныне сомнительных элементов. Напомним, что среди поправок к Конституции 2020 года фигурировала и та, которую не обязательно было включать в Основной закон. А именно – о запрете двойного гражданства для всех уровней и слоев российского чиновничества.
Теперь же в базовый закон о системе госслужбы вносятся две идущие друг за другом нормы. Первая: «Гражданин при поступлении на госслужбу и госслужащий в случаях, установленных законодательством РФ, представляют в госорган сведения и документы, в том числе анкету, необходимые для поступления на госслужбу и (или) для ее прохождения».
Вторая: «Госслужащий сообщает в госорган в письменной форме о ставших ему известными изменениях сведений, содержащихся в анкете». Однако о том, какие в этой анкете будут графы, в законопроекте не говорится. Но не трудно предположить, что таковых окажется немало, а сведений придется представлять множество. И далее по тексту проекта есть подсказка, что можно будет увидеть в будущем указе президента «О порядке представления сведений при поступлении на государственную службу РФ или муниципальную службу в РФ». Это указания о полном соблюдении всех установленных чиновникам запретов и ограничений – то же двойное гражданство или любая правовая связь с иностранными государствами, отказ от зарубежных финансовых инструментов, точное декларирование имеющегося зарубежного имущества и пр. Формат анкеты действительно утвердит именно президент РФ, он также решит, что из сведений и как быстро следует актуализировать.
Анкета единого образца, естественно, позволит автоматизировать процедуры проверки поданных сведений. Судя по тому, какими полномочиями теперь наделяются кадровые службы госорганов, следует констатировать их окончательное превращение в полноценные «первые отделы», а в силовых структурах – наверное, в своего рода особые внутренние контрразведки. Например, кадровики смогут беспрепятственно получать откуда угодно все нужные сведения, а еще, кажется, по определенного рода сведениям будет снят запрет на увольнение в результате их автоматизированного сбора. Потому что вторая ключевая новация законопроекта – это действительно изгнание с госслужбы тех, кто обманул так называемого нанимателя, которым по большому счету всегда является Кремль. То есть представил подложные документы, заведомо ложные данные о соблюдении всех норм закона, а на самом деле их не соблюдал или не захотел сообщать на самого себя о том, что больше не может быть чиновником.
Конечно, с одной стороны, вроде бы вопросы госслужбы и антикоррупционные механизмы всегда регулировались только главой государства. Но, с другой стороны, нынешняя правительственная инициатива сильно похожа на некий правовой аврал. Российская бюрократия, склонная к засекречиванию или как минимум закрытию всего и вся, периодически все-таки проговаривается о каких-то интересных подробностях. Так и с этим проектом, обоснование необходимости которого основывается на указе Владимира Путина четырехлетней давности. Понятно, что не все его распоряжения выполняются стремительно, но все же в июле 2023-го ссылаться на программу развития госслужбы в 2019–2021 годах – это уже как-то совсем странно. Не исключено, что сей документ когда-то был благополучно забыт, однако теперь стал остро нужным.
Скорее всего механизм проверки на лояльность будет подготовлен осенью этого года, чтобы уже в новом году полноценно действовать. Не исключено, что на самом верху властной вертикали уже не считают достаточными публичные клятвы верности наподобие той, что прошла после пресловутого «вооруженного мятежа». Напомним, что это, в свою очередь, стало логическим развитием знаменитого заседания Совбеза РФ накануне старта спецоперации. Однако теперь нужно будет точечно проверить уже весь аппарат – то ли на наличие западных и украинских шпионов, то ли на готовность безропотно нести тяготы и лишения госслужбы, исполняя любое указание руководителей.