Депутаты Госдумы отвернулись от актуальных происшествий последних дней. Фото с сайта www.duma.gov.ru
На заседании Госдумы 13 июля нашлось время для выступлений фракций «по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам». Как и предполагалось, ни новый поворот истории с мятежом «Вагнера», ни публичные разногласия среди армейского командования для депутатов главными не стали. Системные партии разошлись в разные стороны в соответствии со своими электоральными интересами. Так что обошлось без дискуссий и по законам об ужесточении контроля за иноагентами и их пособниками, и по решениям как бы временно заменить органы судейского сообщества четырех новых субъектов РФ общефедеральными судебными структурами.
В КПРФ, например, предпочли подвести итоги учебному году, правда, в критическом ключе – левые продолжают настаивать, что российская система образования по-прежнему не способствует воспитанию у молодежи ответственного патриотизма. Этому мешает и культурная сфера, особенно ТВ, подчеркнул депутат Госдумы Олег Смолин. За патриотизм взялся и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, в очередной раз разоблачивший планы НАТО в отношении России, которые были приняты на саммите Североатлантического альянса в Вильнюсе.
От «Справедливой России – За правду» (СРЗП) выступил депутат Дмитрий Гусев, он как раз и представил детальный план обороны страны от западной агрессии, которую реализуют украинские спецслужбы и вооруженные силы. Короче говоря, патриотическая часть думской оппозиции не сказала ни слова ни о новом повороте вокруг «мятежа «Вагнера», ни о последних событиях на фронтах СВО, ни о разногласиях, проявившихся среди высокопоставленного армейского руководства. Стало ясно, что поскольку считать данные темы неактуальными думские фракции никак не могли, то за них это сделал кто-то другой. А до партийцев просто были доведены соответствующие рекомендации.
На самом деле у депутатов и так было много работы, недаром уже принято решение весь остаток июля проводить по четыре пленарных заседания в неделю. Например, 13-го числа дошла очередь до уже почти подзабытых законопроектов об усилении государственного контроля за деятельностью иноагентов, а главное – их пособников. Именно они являются основными фигурантами принятых во втором и третьем чтениях поправок.
Минюст, напомним, получает полномочия надзирать не столько за самими иноагентами, сколько в целом за соблюдением законодательства об ограничении тех в политических, экономических и даже отдельных естественных правах вроде права на собственное мнение. Но теперь акцент предлагается сделать на тех, кто как вольно, так и невольно причастен к тем или иным действиям иноагентов. Гражданам, чиновникам и юрлицам вменяется в обязанность ни в коем случае не помочь ни одному иноагенту в его очевидно подрывной активности. Тех, кто не будет достаточно внимателен к нормам действующих законов, будут наказывать административным штрафом. Но, по некоторым данным, вроде бы как есть уже и планы за многократные нарушения причислять таких небдительных лиц к тем, кто считается аффилированным с иноагентами и должен значиться в особом реестре Минюста.
Таким образом, Госдума показала, что спецоперация, конечно, не мешает борьбе с иноагентами, а судя по тому, кого ими назначают каждую пятницу – наоборот, способствует. В этом смысле депутаты всех фракций вполне согласны с властью, что в таком деле лучше не отрываться от реальности. Тем более что это вполне можно делать по многим иным поводам. Например, объявить об интеграции судебных систем четырех новых субъектов РФ в общефедеральное судейское пространство и принять по этому поводу именные законы в отношении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. И при этом сделать вид о незнакомстве с теми фактами, что большая часть судов в этих регионах пока так и не создана. Местные кадры, судя по отдельным отказам в назначениях, достаточно надежными не считаются, а с «большой земли» никто особо ехать на фронтир не хочет.
Впрочем, принятые Госдумой в третьем чтении 13 июля законы об органах судейского сообщества в Донбассе и Новороссии показывают, что небольшую отсылку к действительности они все-таки имеют. Например, в ДНР и ЛНР данные органы полагается создать не позднее 1 сентября 2024 года. Для Запорожья и Херсонщины сроки продлены до 1 февраля 2025-го. Однако большого значения это все не имеет, потому что уже сейчас необходимыми делами на этих территориях займутся делегированные туда представители соответствующих федеральных структур. Они и отберут всех судей, примут у них экзамены и проконтролируют исполнение ими обязанностей.