Григорий Явлинский скорее всего поддержит переизбрание лидером Николая Рыбакова. Фото Reuters
«Яблоко» объявило о номинации кандидатов в председатели партии по расширенной демократической процедуре. Это и выдвижение на основе заявления, и дебаты претендентов, а внутрипартийное голосование вообще выглядит тестированием ключевого элемента сетевых политструктур будущего. Нового лидера должны избрать на съезде в декабре, но необязательно по результатам этих праймериз в виде опроса актива. Судя по всему, действующий руководитель Николай Рыбаков свой пост сохранит, подчеркнул эксперт и подтвердил собеседник «НГ» в партии.
Как сообщает сайт «Яблока», съезд состоится в начале декабря, на нем будет избран новый состав руководящих органов партии: председатель, зампреды, члены федерального политкомитета (ФПК) и федерального бюро.
Перед съездом яблочники хотят попробовать внедрить элементы прямой или даже сетевой демократии.
Наверное, по самой дате съезда могло бы стать более или менее понятным возможное решение «Яблока» об участии в президентской кампании. В зависимости от того, пройдет ли он до периода с 8-го по 18 декабря, когда будет объявлены выборы, или уже после. Скажем, КПРФ объявила, что ее съезд будет, видимо, 23–24 декабря (см. «НГ» от 16.10.23). Впрочем, ведь именно партия Явлинского несколько лет назад первой внедрила технологию многоэтапных политфорумов, чтобы сохранять лояльный линии руководства состав делегатов. Так что тут пока по-прежнему остается туман неопределенности.
По новой версии яблочного устава, кандидатов в председатели на рассмотрение съезда вносит ФПК по результатам предварительного общепартийного голосования. Федеральное бюро уже решило, что эти праймериз пройдут в формате номинации, то есть через сбор предложений членов партии. Каждый получит лист предложений для ФПК, в который сможет вписать не более одного имени. Организаторы просят по возможности добавить короткое обоснование такой номинации. Есть оговорка, что выдвигать можно только членов партии, кроме тех, кто уже был лидером два срока. То есть как самого Явлинского (2001–2008), так и депутата Мосгордумы Сергея Митрохина (2008–2015).
Прием предложений завершится 19 ноября, из них ФПК составит для предстоящего решения съезда шорт-лист, победителя которого определит тайное голосование. Как напомнил «НГ» член бюро «Яблока» Александр Ефимов, такая процедура проводится впервые. Он пояснил, что после выдвижения кандидатов между ними должны состояться дебаты, чтобы представить свое видение развития как самой партии, так и ее политической деятельности. Однако затем кандидатуры обсудят еще на ФПК. При этом Ефимов подчеркнул, что максимальное число голосов за кого-то в ходе номинации, проведенной среди примерно 6 тыс. зарегистрированных членов «Яблока», никак не повлияет на решения съезда.
Исход выборов решат его делегаты, состоящие из опытных и авторитетных яблочников. Предполагается, что соберется около 150–170 человек, из которых по федеральной квоте пройдет 45–50 делегатов. Это члены бюро и ФПК, лидеры партийных фракций, руководство контрольно-ревизионной комиссии и партийного арбитража. Оставшиеся две трети внеквотных делегатов изберут на региональных партконференциях или собраниях. «У нас многоступенчатая и сложная процедура. Выдвижение, дебаты, сроки и формат которых определят позднее, битва программ, представление итогов дебатов и программ на ФПК и, наконец, рекомендации ФПК для голосования на съезде. Все-таки у нас представительная система, потому что прямая демократия – это больше популизм. У любой партии должен быть механизм стабилизации политического курса, внутренней работы и дискуссий», – отметил Александр Ефимов. При этом он указал, что все-таки мнение большинства членов партии будет передано съезду через его делегатов: «Хотя императивной силы такое мнение не имеет, но надо понимать, что если в условном Н-ске делегата напутствуют наказом голосовать за одного кандидата в председатели, а он на съезде проголосует за другого, то лишится доверия». Также Ефимов отверг все подозрения в том, что ФПК и центральный аппарат будут контролировать ход перевыборов руководства. Однако, по его мнению, тут нельзя скатываться в две крайности: с одной стороны, не уничтожить внутрипартийную конкуренцию, а с другой – не превратить все в «цирк популистских высказываний и ярмарку тщеславия».
Ефимов сказал «НГ», что в партии много уважаемых людей, которые могут претендовать на роль лидера. Например, теоретически есть шанс и у экс-председателя Эмилии Слабуновой (2015–2019). Но все-таки, по его оценке, нынешний председатель Николай Рыбаков за первый срок сумел заработать авторитет, если учесть, что в последние полтора года партия работала в экстренной ситуации. «Здесь даже не нужна поговорка про коней, мы живем на переправе много лет. Но в условиях СВО наш председатель не испугался и никуда не убежал. Однако будет ли переизбран он или выбран другой лидер, кандидат должен доказать, что, во-первых, у него есть свое видение дальнейшей жизни партии, во-вторых, он готов претворить в жизнь свои идеи и даже предложения конкурентов», – пояснил Ефимов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил «НГ», что сетевая демократия – это инновации для «Яблока», но для Европы – действующий инструмент: «К примеру, партия «Пять звезд» в Италии определяет через внутреннюю электронную платформу голосованием членов свои действия и шаги. То, что это испытывает и «Яблоко», прекрасно, но есть одна оговорка. Все понимают, что истинную власть внутри партии те люди, которые ее контролируют, никому не отдадут, а сама партия готова внедрять любые инновации, в том числе во внутренней демократии, для того, чтобы не меняться в глобальном смысле. Между тем «Яблоко», несмотря на все заверения об обратном, страдает от лидерского авторитаризма в своем устройстве. Так что скорее всего новые процедуры – это чисто имиджевый ход». Эксперт отметил, что такие ходы действительно способны привлечь неофитов в саму партию и новых избирателей «Яблока» – на участки, а также опровергать все обвинения в авторитарных подходах. И Калачев полагает с большой долей вероятности, что на пост лидера переизберется именно Рыбаков, поскольку он предсказуем, удобен как основателям партии, так и госорганам, с которыми он активно общается. А раз «Яблоко» сохраняют в российской политике для демонстрации наружу того, что в России сохранилась демократия, то и в самом «Яблоке» необходимо проводить такие процедуры, которые демонстрируют демократию внутри партии.