Фото сайта kprf.ru
Продолжаются разговоры, что, мол, глава КПРФ Геннадий Зюганов не стремится участвовать в выборах президента, а потому в партии уже обсуждают разные имена. Координатор «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов подтвердил «НГ», что в ноябре появится площадка для народных праймериз левопатриотического блока. Если слухи о негативном настроении Зюганова верны, то скорее всего это связано с наддувом рейтинга ЛДПР. Коммунисты не хотели бы по итогам гонки оказаться третьими. Но эксперты отмели суперконсервативный сценарий кампании всего с двумя кандидатами – главным и подставным, скажем, в виде лидера ЛДПР Леонида Слуцкого. Так что от левых все равно кто-то будет, а значит, неприятных для себя сюрпризов власть не допустит.
Похоже, что и внутри КПРФ, и с ней самой со стороны той же администрации президента проходят интенсивные консультации по выборам-2024. Якобы в Кремле настаивают именно на выдвижении Зюганова, но тот, дескать, соглашаться не спешит. То ли пока не может договориться о достойных условиях будущего поражения, то ли надеется, что какие-то сценарии кампании обойдутся без его участия. Поэтому, мол, в КПРФ уже обсуждают другие имена – как тех деятелей партии, которые были презентованы на недавнем пленуме ЦК, так и некие новые, которые даже могут оказаться для власти сюрпризом.
Одновременно в последние несколько месяцев федеральные СМИ и социологические службы показательно раздувают рейтинг ЛДПР и авторитет Слуцкого. Ситуация в глазах коммунистов, возможно, выглядит так, что их пытаются прямо-таки приговорить к третьему месту в президентской гонке. Однако нельзя исключать и того, что Зюганов хочет отказаться и по неким личностным причинам, например, для того, чтобы поберечь здоровье для более полезных занятий, чем подыгрывание действующему президенту.
По поводу ситуации в стане левых Удальцов пояснил «НГ»: «Сейчас идут вбросы, что все уже решено и что от КПРФ идет Зюганов. Но на самом деле внутри партии на всех уровнях идет интенсивное обсуждение кандидатур – и в реготделениях, и среди низового актива, и в самом руководстве». Ранее же координатор ЛФ написал в соцсетях: «По моей информации, КПРФ может удивить с выбором кандидатуры на президентских выборах-2024. Кремлевская администрация активно продавливает выдвижение Зюганова, однако в самой партии идет серьезная дискуссия по этому вопросу, а ее союзники в ноябре планируют провести общественные праймериз по выборам оптимального кандидата в президенты от левых и патриотических сил (см «НГ» от 14.09.23). Так что к декабрю КПРФ вместе с союзниками может подобрать кандидатуру, которая не понравится Кремлю, но получит большую поддержку избирателей». Удальцов рассказал, что под праймериз будет создан отдельный сайт с возможностью верификации голосования. Переговоры о потенциальном участии в праймериз идут с самым широким кругом структур.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: «Без левого кандидата, по моим данным, выборы даже не рассматриваются. Номинально кто-то должен быть. А Зюганов или нет – это, наверное, обсуждается. Может быть, и будет кто-то другой, если в силу личностных причин лидер КПРФ не сможет участвовать». По сведениям эксперта, наиболее вероятны губернатор Орловской области Андрей Клычков и первый зампред ЦК Юрий Афонин. Пока же в КПРФ «интересничают», в том числе «предоставляют Удальцову песочницу, чтобы он мог построить там замок». Хотя Мухин и не исключил, что одним из вариантов для обоснования выдвижения определенного левого кандидата может стать победа на праймериз. Он подтвердил «НГ», что голос ЛДПР в последнее время звучит все громче, Слуцкий раскручивается в медиапространстве, поскольку «ЛДПР вбрасывает экстравагантные инициативы и рецепты». По мнению Мухина, это происходит для того, чтобы повысить узнаваемость будущего кандидата в президенты от этой партии, но, может быть, и создать ему особое положение на выборах по сравнению с другими оппозиционерами. При этом эксперт исключил даже прокатку сценария с двумя кандидатами, напомнив, что Кремль должен будет подстраховаться на случай любых непредвиденных обстоятельств, чтобы не пришлось выборы отменять. «Вообще-то основные контуры президентской кампании уже определены, это «Ноев ковчег», в котором будет представитель каждой силы. В том числе от левых, и от либералов. Обсуждаются только персоналии», – подчеркнул Мухин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ», что на самом деле наддув Слуцкого видят лишь политики, журналисты и социологи. «На улице спросите у прохожих, знают ли люди лидера ЛДПР? Но в медиапространстве его действительно больше, чем других оппозиционеров. Однако есть главный кандидат, на которого работает вся информационно-бюрократическая машина, просто по закону на выборах должны быть и еще какие-то. Так что никто не будет играть в поддавки с оппозиционерами и, естественно, никто не будет пытаться создать серьезного второго претендента», – заметил эксперт. И хотя, по его данным, Слуцкий находится в фаворе у Кремля, на выборах, конечно, «не только никакого «боя», даже и спарринга не предусмотрено, предусмотрены только аплодисменты». Иными словами, раскручивают Слуцкого скорее не для популярности, а для достаточной узнаваемости в народе.
Между тем, уверен Калачев, хотя битва сценариев вполне может быть и в разгаре внутри стен администрации президента, но вряд ли кто-то предусматривает суперконсервативный сценарий всего с двумя кандидатами – действующим главой государства и Слуцким. Наиболее вероятен вариант с тремя-четырьмя участниками, хотя бы потому, что битва не за первое, а за второе место стала уже традицией российских выборов: «Никакой дихотомии не будет – и вряд ли это вообще рассматривается. Для оппозиционеров будет предусмотрен отдельный ринг, на котором только они и будут соревноваться». И Калачев подчеркнул: выборы из двух кандидатов привели бы еще к тому, что «второй участник получил бы явно больше поддержки, чем его партия получила при избрании парламента». А зачем Кремлю кому-то позволять дополнительную раскрутку, заметил эксперт, «лучше пусть два-три кандидата как клоуны соревнуются между собой, отнимая друг у друга голоса». Калачев согласился, что Зюганов, скорее всего, объективно стремится избежать участия в президентской гонке, потому что как для самой партии, так и лично для него тут есть и риски, и угрозы. Скажем, в случае третьего места, во-первых, появится почва для разговоров об отставке с поста председателя, актуализируется вопрос о преемнике, во-вторых, КПРФ утратит статус главной оппозиционной, то есть второй, партии в стране. И дело даже не в том, Зюганов уходить готов или нет, а просто очевидных выгод участие в выборах не дает. Поэтому-то слева возможна вариативность, но «неожиданности вряд ли могут быть, все прекрасно помнят историю Грудинина и то, чем для него закончилось участие в выборах». В общем, если не Зюганов, то один из участников пленума ЦК (см. «НГ» от 22.10.23), хотя лидер КПРФ еще может и согласиться с предложением от власти – под самые твердые гарантии второго места.