Борис Надеждин настроил на борьбу активистов в Костроме. Фото Алексея Молоторенко/Партия «Гражданская инициатива» в Костроме
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов 28 ноября заявил, что ему известно, когда будут объявлены президентские выборы, – дескать, Совет Федерации сделает это 13 декабря. То есть будущим кандидатам остается всего две недели для квалификационного забега, хотя в нем теперь почти никто и не участвует. Небольшая активность есть лишь на либеральном фланге, оппозиционные политики Борис Надеждин и Екатерина Дунцова пытаются накопить потенциал. Первый создает реальные штабы в регионах, известность второй быстро растет в соцсетях. А основатель «Яблока» Григорий Явлинский продолжает распекать избирателей за то, что те медленно собирают 10 млн подписей в поддержку его выдвижения, на вероятность которого он вроде бы намекает. Но такой подход пока тянет только на половину предкампании.
Зюганов не только поделился информацией о сроке назначения выборов президента РФ, но и оправдал прогноз «НГ», что КПРФ будет уходить от ответа о своем кандидате максимально длительное время. Лидер коммунистов выбрал для этого такую формулировку – съезд партии выдвинет «команду кандидатов в правительство национальных интересов». Это в том числе означает, что левые, судя по всему, полностью отказываются от проведения так называемой предкампании, то есть, по сути дела, от более раннего предвыборного старта.
Такого рода оживление сейчас можно наблюдать только на условно либеральном фланге, где проявились уже трое потенциальных кандидатов. А если точнее, то два с половиной, поскольку Явлинский пока продолжает прежнюю игру: не говорит ни да, ни нет, но настойчиво упрекает предполагаемых избирателей за то, что те и в очередной раз могут так и не сообразить, кого им на самом деле надо срочно поддержать. Речь, напомним, идет о как бы стихийном сборе гражданами 10 млн подписей за выдвижение основателя «Яблока».
На этом фоне многолетний оппозиционер Надеждин выглядит прямо-таки суперактивным претендентом. По его утверждениям, в регионах уже создано три десятка штабов. Часть из них возможный кандидат благословляет по видеосвязи, но на открытие некоторых приезжает лично. Например, Надеждин побывал в Костромской области, где даже получил неплохую прессу. В интернете он публикует объявления о наборе штабных сотрудников, указания на вакансии показывают, что есть расчет дойти и до официального агитационного периода. Как и полагается, появляются YouTube-интервью, в которых Надеждин транслирует уверенность, что регистрационный этап, конечно, будет сложным, но вполне преодолимым. Ему нужно будет собрать 100 тыс. подписей граждан, поскольку предполагается выдвижение от партии «Гражданская инициатива». В целом же предкампания Надеждина стремится к тому образцовому стандарту, который продемонстрировали навальнисты в 2017–2018 годах.
Дунцовой – оппозиционной активистке городского масштаба из тверского Ржева – предстоит собирать 300 тыс. подписей как самовыдвиженцу, однако самым первым барьером станет инициативная группа граждан из 500 человек, которую предстоит организовать, не попав ни в одну из ловушек нынешнего избирательного законодательства. Интересная блондинка с тремя детьми, но без стоящего рядом мужа, которая объявила о своих президентских намерениях в середине ноября, до сих пор делала ставку на рост узнаваемости в соцсетях. Стоит отметить, что пока ей это вполне удается, скажем, подписка на предвыборный Telegram-канал увеличивается скачками. В нем, что интересно, уже появилась коммерческая реклама от самого мессенджера, более того, несколько дней поисковики выдавали первыми ссылками клоны сайта Дунцовой, которые ей якобы уже предложили выкупить.
План Дунцовой в том, чтобы собрать не менее 300 тыс. предварительных согласий поставить за нее автограф в полном соответствии с региональной разбивкой подписных листов, которую требует закон, – не более 7,5 тыс. подписантов из одного субъекта РФ. Это тоже напоминает о все той же политической силе, сейчас полностью разгромленной. Кстати, любопытно, что «кандидатские» интернет-сайты Надеждина и Дунцовой похожи не только по конструкции их названия, где обязательно должна быть цифра «2024», но и по дизайну и наполнению. Здесь также чувствуется чья-то опытная рука. Но если в случае с Надеждиным никаких явных завязок с политэмигрантами-несистемщиками не видно, то вот Дунцову уже начинают публично поддерживать отдельные персонажи из-за границы. Показательно, что она этого не скрывает, а наоборот, подчеркивает репостами. В последние же дни Дунцова стала чаще выходить из виртуальности в оффлайн, откликаться на все горячие новости – типа той, что, мол, власти вынашивают планы фактически запретить женщинам России аборты.
Между тем Явлинский 28 ноября опубликовал видео «о выборах 2024 года»: «От того, что я в компании двух десятков каких-то странных людей, которых выставят на эти выборы, буду две-три минуты что-то говорить, что от этого изменится?! Пускай собирают подписи за выдвижение и пускай собирают деньги, если они этого хотят». То есть он вернулся к своему прежнему требованию о 10 млн подписей, настаивая, что меньше собрать просто нельзя. Он отметил, что не просчитывает шансы на победу, но ждет именно желания людей снизу, чтобы «повлиять на ситуацию». «Если вы хотите, чтобы я отстаивал ваши интересы, сформулируйте. Скажите, что вы хотите. Но вы же не говорите. Тогда получайте то, что вы заслуживаете», – подчеркнул Явлинский, но при этом допустил, что такая его точка зрения может и измениться.
Под этим видео он не просто повторил, что 10 млн подписей – «это наказ избирателей о выдвижении кандидата в президенты, который выступает за прекращение огня», но и поставил ссылки на ряд ресурсов, где проходит сбор. На специальном сайте «НГ» обнаружила около 2,5 тыс. подписантов, голоса под тремя интернет-петициями выглядят следующим образом – примерно 14 тыс. человек, 2,5 тыс. и без малого 1,5 тыс.
Как сообщил «НГ» член бюро «Яблока» Александр Ефимов, который стал кандидатом в председатели партии, на съезде 9–10 декабря будут обсуждаться, конечно, и выборы президента. Это будет один из главных вопросов, поэтому скорее всего съезд пройдет в закрытом режиме. Ефимов подчеркнул, что полных данных о собранных за Явлинского подписей нет, поскольку этот процесс децентрализованный, его не координируют ни руководящие органы «Яблока, ни аппарат партии. Количество подписантов, возможно, станет известно на съезде либо прямо перед ним. При этом он подтвердил, что региональный актив с мая обсуждает участие в президентских выборах, мнения о необходимости этого очень сильны снизу. Поэтому есть три варианта развития событий после съезда. Первый – решение о бойкоте кампании, второй – выдвижение Явлинского при его полном согласии. Но наиболее интересен третий вариант, когда Явлинский отказывается, но делегаты приходят к выводу, что свой кандидат нужен. «Неволить никого, конечно, не будем. Все прекрасно понимают, что есть атмосфера хейта, у партии нет особых денег на кампанию, а бесплатного телеэфира не будет. Но если будет решение даже в случае отказа Явлинского, то тогда появится другой кандидат. И это может быть интересный ход: либо молодой человек, либо женщина, либо популярный народный депутат, помогающий людям», – пояснил «НГ» Ефимов.