Руководить «Яблоком» теперь будут председатель партии и шестеро его заместителей. Фото с сайта www.yabloko.ru
Проходивший в выходные съезд «Яблока» принял обращение к президентам России и Украины с требованием заключить соглашение о прекращении боевых действий. Резолюция завершает объявленный съездом переход к борьбе за власть в целом, а не за отдельные улучшения. Концепция сохранять партию до лучших времен отброшена основателем «Яблока» Григорием Явлинским. Это подчеркивает и состав заместителей переизбранного лидером Николая Рыбакова. Явлинский пока не сказал определенно об участии в выборах президента, но, похоже, что при положительных сигналах от протестного электората он согласится. И хотя съезд вроде бы как поднял лозунг «Последний парад наступает», эксперты «НГ» все-таки сомневаются, что это будет настоящая радикализация.
«Мы обращаемся к президентам России и Украины с требованием заключить соглашение о прекращении огня и начать переговоры о будущем мире. Мы призываем лидеров США, Европейского союза и Китая поддержать заключение соглашения о прекращении огня между Россией и Украиной», – говорится в резолюции съезда «Яблока», прошедшего в Москве 9–10 декабря.
Съезд преподносился в основном как отчетно-выборное мероприятие, призванное обновить руководящие органы партии. Однако и это в том числе подчеркнуло, что «Яблоко», судя по всему, решило сменить курс – из засадной позиции: подождем лучших для демократии времен – партия вдруг бросилась в прямую атаку на власть. И пацифистская резолюция в отношении СВО была еще не самой большой вершиной в радикализации яблочной риторики и среди принятых съездом решений.
Если переизбрание Рыбакова на второй срок «НГ» прогнозировала заранее (см. «НГ» от 07.12.23), то обновление состава его замов выглядит неожиданной новацией. Хотя бы потому, что их число выросло в два раза – с трех до шести человек. Свои места сохранили депутат Заксобрания Петербурга Борис Вишневский, глава московского отделения Сергей Иваненко – ближайший к Явлинскому человек. Новичками же стали известные региональные оппозиционеры. Это лидер фракции в Мосгордуме Максим Круглов, депутат «Яблока» в Думе Великого Новгорода Анна Черепанова, глава тульского отделения Владимир Дорохов, представляющий партию в Центризбиркоме.
И, наконец, шестым стал бывший глава псковского реготделения Лев Шлосберг (признан в РФ иноагентом). Кстати, еще несколько месяцев назад как раз из-за такого статуса партия и заменила его на данном посту соратником – депутатом Заксобрания Артуром Гайдуком. Однако в сообщении съезда новый заместитель почему-то называется именно лидером псковского «Яблока», а больше никаких обозначений на его счет нет.
Зажигательной оказалась и речь основателя партии. Явлинский неожиданно заявил, что «Яблоко» должно стать партией власти. Причем это было сказано не в том смысле, что надо бороться с нынешней партией власти или становиться правящей силой в будущем, а вот действовать прямо сейчас. Он подчеркнул, что если в прежнюю эпоху в партию вступали в поисках политического будущего, то отныне это ничего, кроме рисков, не несет: «Теперь партия «Яблоко» – это совсем другое, чем было раньше. Сегодня быть в «Яблоке» – это риск. Завтра он будет больше, чем сегодня. Я хочу, чтобы вы все это слышали. Теперь «Яблоко» – это объединение тех, кто будет способен убедить людей, что политика, жизнь и все происходящее зависит от них – от этих людей. Что бороться нужно не только и не столько за отдельные улучшения. Бороться теперь надо за власть, это принципиально новое обстоятельство для нашей партии».
О президентской кампании в контексте в том числе и своем участии в ней Явлинский сказал так, что окончательной ясности на этот счет не появилось. Однако в ходе съезда стартовал сбор подписей за его выдвижение, а лидер «Яблока» Рыбаков подтвердил, что съезд ждет от протестно настроенных граждан активного участия в получении 10 млн автографов. Впрочем, поскольку один миллион вроде бы уже есть, то дальнейшие цифры как бы теряют значение. Возможно, цейтнот потребует от партии снизить заявленную планку, а Явлинского – с этим милостиво согласиться.
Иными словами, и риторика «Яблока», и концепция внешнего взаимодействия партии с аудиторией явно поменялась. То ли Явлинский чувствует скорое завершение 30-летней игры на политическом поприще, а потому готовит партию к громким аккордам песни «Последний парад наступает», то ли все это происходит в рамках согласованного с Кремлем формата участия «Яблока» в путинской кампании.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «При всей этой «отморозке» на словах председателем партии избран тишайший и удобнейший для Явлинского Рыбаков. Риторика риторикой, но волжанин Ефимов, который занял второе место, порадикальнее будет. Думаю, что ужесточение риторики означает одно – Явлинский к выборам президента допущен не будет. Подписи он просто не соберет. А тогда получается, что зачем ему смягчать выражения?» Так что, по мнению эксперта, это не последний аккорд, не хлопанье дверью перед закрытием партии, это «просто очередная тактическая уловка, чтобы и СМИ было о чем написать по поводу «Яблока».
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заметил, что «такая маневренность в действиях и риторике яблочников говорит о том, что партия уже вступила в предвыборную фазу». Конечно, считает он, радикализм, с одной стороны, может и отпугнуть спонсоров, если «Яблоко» продолжит использовать подобную риторику, но, с другой стороны, именно он и привлечет внимание протестного электората. Скорее всего полагает Мухин, дело закончится тем, что «Яблоко» будет себя позиционировать как «партия простых граждан», будет подчеркивать, что существует только на добровольные взносы и пожертвования. Но пока партия, судя по всему, пошла ва-банк, хотя «при этом свою позицию и риторику наверняка согласовала в администрации президента, потому что всегда действует подчеркнуто системно». Эксперт отметил, что сейчас «Яблоко» напомнила ему КПРФ времен активизации Валерия Рашкина, когда левые эксплуатировали протестную повестку. И поэтому привлекли внимание помимо своего избирателя еще и «рассерженных горожан». Сейчас, судя по всему, тех же пытается привлечь «Яблоко», а также оно нацелено и на избирателей-релокантов. При этом Мухин подчеркнул, что даже если «Яблоко» не выдвинет напрямую кандидата в президентской гонке, то все равно будет участвовать в выборах посредством публичной политики. И все это с прицелом не столько на нынешние выборы, сколько на будущие. Эксперт напомнил, что партия уже набирала на парламентских выборах 2011 года 3%, а значит, получала госфинансирование. В то же время у партии был опыт, когда, проигнорировав кампанию по поправкам в Конституцию посредством бойкота в 2020 году, она деморализовала собственный электорат. И в результате получила минимальный результат в 2021 году на парламентских выборах. Поэтому нынешняя кампания выглядит как разогрев, «видимо, учитывают уроки истории».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что Явлинский уже свыше 30 лет в политике, а потому он не склонен к необдуманным и эмоциональным шагам вроде «Последнего парада». Так что цель сохранить партию, видимо, остается приоритетной. А следовательно, и речь отца-основателя на съезде, и избрание новых зампредов лидера партии не являются ее последним аккордом. Скорее, Явлинский «фактически дает понять оппозиционному электорату, что у него в России есть своя партия». Макаркин полагает, что если бы партия доживала последние дни и просто решила громко выступить под конец, то не стала бы закрывать съезд. А раз она решила так подстраховаться, то, наверное, опасалась, что какие-то высказывания могут быть использованы властями или противниками «Яблока» против него. Между тем, эксперт заметил, что вообще-то еще несколько лет назад речь Явлинского не считалась бы радикальной, но в последнее время протестной политики стало меньше, а либеральная – фактически исчезла из публичного поля. «В России у либерального протестного электората по факту осталась только одна партия – «Яблоко», но по факту она пока продолжает конкурировать с несистемщиками», – сказал Макаркин. Потому что, напомнил он, в России есть немало «рассерженных горожан», которые одновременно противники власти и СВО, но негативно относятся к ограничениям со стороны Запада и агрессии украинцев против всех россиян. Именно к ним и апеллирует теперь «Яблоко», вновь демонстрируя свою принципиальность и идентичность. «Есть оппозиция, которая говорит, что «мы не критикуем власть, поскольку в стране трудные времена». Мол, будут времена попроще и будем критиковать. Но «Яблоко» дает понять, что не имеет с такой оппозицией ничего общего», – пояснил эксперт. И обратил внимание на то, что Явлинский, похоже, не очень воодушевлен перспективой участия в президентских выборах, отсюда и ожидание 10 млн. подписей, и жалобы на лишение права на бесплатную агитацию. Но партия должна обнадеживать сторонников и избирателей, показывать, что даже если в бюллетене Явлинского не будет, то потому, что «Яблоко» сделало все, чтобы в выборах поучаствовать, но его просто не допустили. «Цель Явлинского – сохранить партию и работать со сложным либеральным электоратом. В конце концов, радикальные формулировки еще не признак несистемности. Иногда КПРФ говорит очень резкие вещи, но обе эти партии не переходят грани. При этом «Яблоко» должно демонстрировать настоящую оппозиционность, протестный электорат на симулякры не реагирует. А 2026 год для «Яблока» выглядит куда реалистичнее, чем перспективы 2024-го. Пока же нужно оставаться в политике и потихоньку привлекать симпатии избирателей, то есть заниматься заделом на будущее», – подчеркнул Макаркин.