Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков (в центре) рассказывает о сохранении партией ее идеологической чистоты. Фото с сайта www.kprf.ru
В последние месяцы КПРФ как-то особенно усилила работу по международному направлению в рамках традиционного сотрудничества с зарубежными левыми. Российские коммунисты и сами бывают за границей, и принимают множество иностранных делегаций, а руководство КПРФ не забывает напоминать власти о таком своем активе, которого, скажем, у «Единой России» теперь уже нет. По мнению экспертов, тут больше политики внутренней, чем внешней: партия Геннадия Зюганова продолжает намекать Кремлю о готовности заменить правящую силу. Впрочем, и переговоры России с Западом когда-нибудь придется проводить, для чего могут пригодиться разные треки.
Коммунисты периодически напоминают Кремлю о своем потенциале, который позволяет им претендовать на замену ЕР в качестве партии власти. Скажем, на недавней встрече президента Владимира Путина с лидерами думских фракций Зюганов опять пересказал о предложениях левых по социально-экономическому курсу страны, которые пока не приняты. А затем ненавязчиво подчеркнул, что КПРФ поддерживает дружбу с Компартий Китая, а сам он уже десятки раз встречался с нынешним главой КНР.
Впрочем, если проанализировать новостные сообщения официального сайта российских коммунистов, то нетрудно заметить, что теперь их основной контактер с великим восточным соседом России – это зампред партии Дмитрий Новиков, секретарь ЦК, отвечающий за идеологическую политику и работу. И тот за три последних месяца вообще-то посетил около десятка стран, а в Китае он был на нескольких конференциях в разных городах. Правда, Новиков принял участие, например, и в Европейской конференции за мир в Риме, хотя и по видеосвязи, но важен сам факт появления там спикера из РФ. Поэтому-то в КПРФ с торжеством отметили: «Международная конференция в Италии поддержала СВО. Главными посылами форума стали прекращение агрессивной политики США и НАТО и предотвращение третьей мировой войны». А вот в России Новиков провел, к примеру, заседание парламентской группы дружбы «Россия–Куба».
Эту страну вообще-то на постоянной основе курирует и первый вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников. Руководителями, ориентированными на международную деятельность, у коммунистов также выступают секретарь ЦК Сергей Обухов, отвечающий за избирательные технологии, и глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. СНГ занимается еще и секретарь ЦК Казбек Тайсаев, правда, в последние годы он стал специализироваться на ДНР, ЛНР и Украине в целом.
Но все-таки главные акторы внешней политики левых – это Зюганов и Новиков, недаром на недавней партийной пресс-конференции оба утверждали, что у КПРФ десятки союзников и могучие связи по всему миру (см. «НГ» от 12.12.23). Это вроде бы как минимум 67 зарубежных организаций. И важно, что Компартию России эти структуры за 30 прошедших лет ни разу не предали в отличие от партнеров власти или какой-нибудь ЕР.
Обилие внешнеполитических мероприятий и встреч КПРФ ставит вопрос, с чем это может быть связано? Эксперты пришли к выводу, что коммунисты опять показывают Кремлю свою состоятельность в качестве возможной альтернативной партии власти в случае решения президента о смене внутриполитического курса. Сам он на это еще ни разу не намекнул, но главное, что ядерный электорат в это верит.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «Активизация контактов КПРФ с левыми партиями по всему миру лежит в русле государственной внешней политики. Ее суть в сколачивании «антиколониалистского» фронта – и в борьбе за многополярный мир КПРФ хочет быть важным инструментом. Все рассказы о международном потенциале обращены к узкой целевой аудитории в Кремле и на Старой площади. Типа того – смотрите, что мы можем, поглядите, какие мы полезные. Ну и прелесть заграничных командировок тоже никто не отменял. Особенно приятны они в наши непростые времена. Но принципиально КПРФ решает задачи, поставленные властью, которая заинтересована в продвижении внешнеполитического дискурса РФ через любой инструментарий и по всем каналам коммуникации».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что «за активностью левых стоит желание показать востребованность Компартии в международных отношениях и внешнеполитических вопросах, ведь власти общество все чаще задает вопрос: а кто из друзей России остался в этом мире?» В то же время, напомнил эксперт, акцент на эту сторону своей деятельности происходит потому, что долгое время в международной политике Россия делала ставку на правые партии. А сейчас они от нас либо дистанцировались, либо совсем отвернулись. «И вот здесь Компартия презентует, что у нее есть свои ресурсы и люди в разных странах, что союзники коммунистов от них не отказались, несмотря на то что к России не очень доброжелательное отношение в мире. Это сигнал Кремлю, что и сама власть тоже может опереться на КПРФ», – подчеркнул Макаркин. Он считает, что активизация работы по международному треку именно с начала осени не случайна, это элемент подготовки к президентским выборам: «Коммунисты хотят провести спокойную кампанию, чтобы их кандидату не мешали. Поэтому партия демонстрирует, что она является частью системы и надеется получить режим благоприятствования».