Партия «Новые люди» тоже выдвинула не своего лидера, а представителя – вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова. Фото РИА Новости
Съезд партии «Новые люди» (НЛ) 24 декабря выдвинул в президенты вице-спикера Госдумы Владислава Даванкова, который встает рядом с лидером ЛДПР Леонидом Слуцким и коммунистом Николаем Харитоновым. На чем список кандидатов могут и закрыть, если кампания запланирована спокойной. Хотя уже состоялись полдесятка выдвижений, шансы этих претендентов явно невысоки. Однако раз Центризбирком сообщил минимум о 29 заявителях, процесс, видимо, продолжится. Возможно, фазу политической конкуренции завершат до того этапа, когда глава государства будет получать от народа мандат на новый срок.
Кандидатом в президенты от пятой системной партии Госдумы стал не лидер НЛ Алексей Нечаев, а бывший участник выборов мэра Москвы, прошедших осенью этого года. С политтехнологической точки зрения претендент вполне логичный, ему будет достаточно просто включиться в выборный процесс с ходу. При этом Даванков, похоже, не выбивается и из той направленности избирательной кампании, которая складывается исходя из уже выдвинутых кандидатур.
Например, Слуцкого, который представляет ЛДПР, можно считать представителем волны политиков, состоявшихся при президенте Владимире Путине, а потому он точно будет конкурировать не с ним, а с остальными – и при этом, наверное, в заданных рамках. Харитонов, конечно, представляет собой поколение основателей нынешней политической системы, но его ценность, видимо, как раз в том, что он тоже знает пределы допустимого. Недаром первые заявления Даванкова и Харитонова совпадают, пусть и не по словам, а по настроению. Коммунист, что уже широко разошлось в СМИ, не намерен критиковать действующего президента потому, что у того, мол, своя работа, а у партийных кандидатов – своя. Представитель НЛ на такой же вопрос ответил: «Никому лучше от критики не будет. Критика осталась в каких-то других временах».
«Я не делал этого и во время московской кампании, старался донести нашу повестку. И сейчас я планирую сделать примерно то же самое, только по всей России. У меня есть гипотеза, какой должна быть Россия, но ее всегда нужно проверять на людях», – сказал Даванков. Его штабом будет руководить самый медийный политик НЛ – депутат Госдумы Сардана Авксентьева. Нечаев, судя по всему, может занять при партийном кандидате ту же позицию, которую взял себе, например, лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он объявил, что возглавит избирательную кампанию Харитонова.
Николая Харитонова КПРФ отправила на выборы президента безальтернативным голосованием. Фото РИА Новости |
Недаром уже в воскресенье от вполне провластных политтехнологов появился прогноз, что в итоговом бюллетене будут всего четверо. А расклад голосов, мол, будет приблизительно такой: Путин – не меньше 80%, Харитонов – примерно 8%, Слуцкий – около 7%, Даванков – не более 5%. При этом председатель Центризбиркома Элла Памфилова в ходе процедуры отказа в регистрации инициативной группы в поддержку оппозиционерки Екатерины Дунцовой сообщила, что на 23 декабря о себе заявили 29 претендентов. Некоторые из них были вполне понятными – например, Борис Надеждин, которого выдвинула партия «Гражданская инициатива», или Сергей Бабурин, которого предлагает его партия «Российский общенародный союз». Однако на свет вышли и какие-то фриковые фигуры, раздававшие пришедшим их поддержать гражданам банковскую рекламу, но инициативную группу так и не создавшие. Появился и старинный персонаж президентских кампаний – политтехнолог Андрей Богданов, который объявил, что станет президентом-почвенником.
Судя по всему, такой праздник политической конкуренции продлится до конца декабря и даже захватит половину следующего месяца. Впрочем, потом начнется более серьезный этап предвыборной гонки, на который все эти персонажи, видимо, допущены не будут. Похоже, что кое-кто это уже понял, скорее всего именно с этим связан официальный отказ основателя «Яблока» Григория Явлинского даже от попытки выдвинуться. Таким образом, реальные кандидаты будут продвигать свои программы, ни в коем случае не критикуя российского лидера, но делая замечания федеральному правительству и региональным властям. Время от времени они, конечно, будут вступать в полемику друг с другом, но без нехороших слов и поливания водичкой. «НГ» проверила свое предположение о максимально спокойной президентской кампании, опросив ряд экспертов.
Член центрального совета СРЗП Михаил Емельянов предположил, что неожиданностей не будет: «Власти нужны кандидаты, которые будут вести себя «порядочно». Спойлеры только испортят серьезную картину, где у каждого есть своя роль и место. КПРФ всегда была второй, ЛДПР – третьей, следовательно, НЛ станут четвертыми. Остальные кандидаты скорее всего подписи не соберут». Потому что, по его мнению, ожидается референдумное голосование – и не по каким-то кандидатам, а «за» или, возможно, «против» Путина. А 25 из 29 претендентов, полагает эсэр, просто решили сделать себе рекламу, они не намерены не то что победить, но даже и участвовать в кампании. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова пояснила «НГ», что скорее всего помимо нынешней четверки будет участвовать еще минимум один непарламентский кандидат в качестве технического: «Это будет перестраховка Кремля, на всякий случай всегда есть кандидат про запас, если все снимутся, хотя такое и маловероятно. Таким, например, могут быть те же Богданов или Бабурин. Надеждин вряд ли, тут есть элемент непредсказуемости», – отметила она.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: «Кремлю незачем ограничивать чье-то участие, наоборот, ему выгоден некий ноев ковчег. Специальной блокировки не будет». Он напомнил, что на каждой кампании выдвигаются десятки кандидатов, но по итогу до выборов доходит максимум 8 человек, как в 2018-м. Поэтому «ждем «темную лошадку», которая может внезапно появиться, как Ксения Собчак шесть лет назад», отметил эксперт. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил, что «по ходу предкампании заявиться может кто угодно, например, для того, чтобы растворить тему отказа Дунцовой – вот почему и Богданов уже в игре». Однако по факту все неожиданные кандидаты потом будут отсеяны, наиболее вероятна кампания на четверых, иначе говоря, пояснил эксперт, «плебисцитарные выборы, консервативный сценарий, «три мушкетера и президент».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что сценарии кампании обычно детально расписаны, ясно, кто там и зачем присутствует, до регистрации просто так не доходит никто. Но эксперт полагает, что еще и сейчас сценарий до конца не определен: например, будет ли власть работать с либеральным электоратом и как. В принципе тут есть три фигуры – Надеждин, Даванков и Богданов. Отличие в том, что Надеждин может привнести еще и пацифистскую повестку, а двое остальных – лишь модернистскую. «Но сейчас работа с модернистским электоратом ведется через НЛ, там не поднимают тему СВО, но против строгих запретов и суровых мер. Вот и получается, что за исключением Надеждина все силы и возможные кандидаты состоят в консенсусе по СВО. Однако кандидат вне консенсуса и не особенно нужен власти», – отметил Макаркин. По его мнению, количество кандидатов зависит от задач кампании, которые могут отличаться от тех, что были шесть лет назад. У представителей же парламентских партий есть свои цели, которые, впрочем, не противоречат планам Кремля. КПРФ надо привлечь ядерный электорат, взять второе место и не рассориться с властью, Слуцкому необходимо раскрутить собственное имя рядом с ЛДПР, чтобы выйти из тени Жириновского, у Даванкова – поднять узнаваемость партийного бренда, который гораздо слабее, чем у остальных системных сил. «Наверное, во власти до сих пор прорабатывается несколько направлений. Во-первых, пускать ли пацифистскую тему в легальное русло? Во-вторых, нужны ли явные или медийные спойлеры для ЛДПР и СРЗП, хотя последняя и не участвует в выборах. Но очевидно одно: главный месседж кампании от оппозиционных кандидатов – это «умеренность и аккуратность». Поэтому и вопрос: а нужны ли спойлеры, если никто и не идет на конфликты? Так что скорее всего возьмут модель, отработанную осенью в столице», – предположил Макаркин.