Глава Хакасии Валентин Коновалов (крайний слева) не отказался от теледебатов с оппонентами. Кадр из видео с канала «Дебаты Хакасия» на YouTube
На выборах главы Республики Хакасия 10 сентября победу одержал коммунист Валентин Коновалов, оставшийся в должности на второй срок. Действующий руководитель получил поддержку 63% избирателей. Его основного соперника из «Единой России» Сергея Сокола не поддержал никто. Но только потому, что он за неделю до начала голосования отказался баллотироваться в связи с обострением болезни.
Понимание, что здесь было больше политических, чем медицинских соображений, подтвердилось решением того же Сокола не отказываться от первого места в списке кандидатов «Единой России» в депутаты Верховного совета Хакасии. Эту кампанию КПРФ теоретически тоже выиграла, ее партсписок получил более 39%. ЕР оказалась второй с результатом в 36,4%, на третье место встала ЛДПР – это 7% с небольшим или два места. Показательно, что при этом кандидат на должность главы Хакасии от этой партии Михаил Молчанов сумел собрать в два раза больше голосов. Третий кандидат, «коммунист России» Владимир Грудинин финишировал с почти 12%, но его партия не получила и 3%. Иными словами, результаты явно основательно подкручивались, но и в этом случае выходило, что Сокол, останься он в гонке, вряд ли взял бы более 20%.
В Верховном совете КПРФ тем не менее заняла всего 14 кресел, из которых на списочников приходилось 12, а вот единороссы оказались в уверенном большинстве – 34 депутата. Дело, конечно, было в том, что из 50 мандатов половина разыгрывалась по одномандатным округам, которые ЕР достались в количестве 23. В итоге однопартийцев Коновалова в республиканском парламенте стало меньше на два человека, а вот «соколы» увеличили свое представительство в два раза по сравнению с предыдущим созывом. Не все единороссы были и остались сторонниками этой фигуры, которая в итоге возглавила Верховный совет. Но административный ресурс Сокола, за которого агитировали, например, секретарь генсовета ЕР Андрей Турчак и ряд федеральных министров, заставил внутрипартийную фронду смириться – и все-таки договориться.
В результате и в Хакасии ЕР можно считать партией власти, поскольку в этом регионе не столько по закону, сколько по традиции Верховный совет имеет серьезные рычаги влияния на исполнительные структуры. Одно время после 10 сентября даже сложилось впечатление, что в этом субъекте РФ появится своего рода «парламентская республика». Судя по всему, такие планы как минимум обсуждались, а иначе ключевые члены администрации Коновалова не оставались бы в статусе исполняющих обязанности на протяжении трех поствыборных месяцев.
Однако в конце концов по итогам долгих кулуарных консультаций было назначено новое «консенсусное» правительство, по-видимому, устраивающее всех действующих лиц. Это были прежние вице-премьеры Коновалова и его тот же самый министр финансов. Правда, есть и такая версия, что старую команду Сокол решил не трогать именно для того, чтобы та окончательно показала свою низкую эффективность. Отдельные эксперты не исключают, что все-таки Коновалов может и не досидеть второй срок до конца. Недаром в ходе кампании, как и за все предыдущие пять лет, президент РФ с «красным губернатором» не встретился.