Разногласия разъедали Клуб рассерженных патриотов еще до ареста Игоря Стрелкова. Кадр из видео с канала «Клуб рассерженных патриотов» на YouTube
Уголовное дело против организатора Клуба рассерженных патриотов (КРП) Игоря Стрелкова (Гиркина) возбудили 18 июля по ст. 280 Уголовного кодекса «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Он был отправлен в СИЗО с перспективой получить до пяти лет лишения свободы.
Следствие в отношении Стрелкова было завершено в середине ноября, но 7 декабря суд продлил ему срок содержания под стражей сразу на шесть месяцев. Сам Стрелков и его окружение уверены, что дело имеет политическую подоплеку. Есть и другая версия, связанная с выражением, что бывших чекистов не бывает: мол, родное ведомство Игоря Гиркина просто переводит его на другое направление. Теперь он, дескать, действует под прикрытием образа подсудимого оппозиционера.
Такой имидж у Стрелкова, конечно, имелся. Так, 1 апреля было объявлено о создании КРП – сообщества ультрапатриотов, принадлежащих и к правым, и к левым политическим течениям. Пост координатора поручили Павлу Губареву, еще одному из видных деятелей «русской весны» 2014-го.
25 июня в Москве по призыву Стрелкова и стараниями Губарева прошла конференция под названием «Вече Победы». Предполагалось обсудить ход СВО, подумать, чем еще можно поддержать армию, чтобы она действовала успешно. То есть «рассерженные патриоты» вышли из YouTube и Telegram в политическую реальность. И потому вовсе не удивительно, что уже через месяц Стрелков был арестован.
А еще через месяц после его ареста соратники лидера КРП поудаляли со своих сетевых ресурсов и копии отдельных материалов из его дела, и ряд жестких высказываний самого Стрелкова. Вычищено было то, что следствием могло бы быть интерпретировано как доказательства существования организованной группы. Ведь пока Стрелкову вменяли ч. 2 ст. 280, то есть публичные призывы через интернет, а не что-то еще более экстремистское.
В знак солидарности со Стрелковым была объявлена общественная кампания, которая, впрочем, быстро переросла в политическую. В начале августа его сторонниками учреждено Российское движение в поддержку Игоря Стрелкова (РДС). В Москве 29 августа прошел съезд РДС, собравший до сотни участников более чем из 45 регионов. И уже они объявили, что переименовывают данную структуру в Русское движение Стрелкова. А 31 августа появилось его письмо из СИЗО – заявление о выдвижении в президенты РФ.
После этого сторонники Стрелкова, ряды которых, впрочем, стали быстро редеть, до самого конца декабря пытались организовать эту процедуру – собрать инициативную группу из 500 человек. Уголовный процесс над Гиркиным тем временем шел своим чередом, как и сетевая полемика вокруг этой своеобразной фигуры. Точку в спорах 17 декабря попытался поставить тот же Губарев. Он опубликовал большой текст о том, что Стрелков всегда был мифом, а Гиркин – это просто несчастный больной человек с расстройством психики. А еще Губарев утверждает, что с помощью ареста ФСБ попридержала Стрелкова, чтобы тот невзначай действительно не выскочил на выборы.