На акции КПРФ 21 декабря под стенами Кремля полиция задержала только Сергея Удальцова. Фото с сайта www.leftfront.org
Координатор «Левого фронта» (ЛФ) Сергей Удальцов после обыска ранним утром в его квартире 11 января провел в Следственном комитете (СК). Он был задержан по уголовному делу об оправдании терроризма – ст. 205.2 УК РФ. Видимо, речь идет о высказываниях Удальцова в соцсетях. Напомним, что за слова сейчас судят и «рассерженного патриота» Игоря Стрелкова, обвиняя в публичных призывах к экстремистской деятельности – ч. 2 ст. 280 УК. Его процесс как раз в эти дни возобновился. С одной стороны, это, наверное, совпадение, а с другой – явно не случайность. Похоже, власть убирает с доски фигуры свободных радикалов, лишних для нынешних политических раскладов.
Координатор ЛФ примерно в шесть утра успел написать в соцсетях, что к нему стучится в дверь, похоже, полиция, после чего его Telegram-канал замолчал. Адвокат Виолетта Волкова с самого начала была в курсе, что Удальцов, судя по всему, обвиняется по ст. 205.2 УК, то есть в оправдании терроризма. Позднее она же подтвердила информагентству ТАСС, что после долгой беседы в СК Удальцов все-таки был задержан. В ближайшие дни состоится суд по мере пресечения, который скорее всего утвердит заключение под стражу в связи с тем, что срок за данное преступление, совершенное с использованием СМИ или интернета, – от пяти до семи лет.
Пока неизвестно, что конкретно наговорил Удальцов, но если посмотреть его соцсети после 21 декабря 2023 года, то станет ясно – формальных поводов следствие могло отыскать немало. Первое, что вполне годится для возбуждения дела, – это неоднократное заступничество Удальцова за «уфимский кружок марксистов» из числа активистов ЛФ, которых как раз и обвиняют в террористической деятельности. Почему отсечкой можно брать 21-е число? Потому, что тогда Удальцов был впервые за последнее время задержан полицией за уличную акцию – и осужден на 40 часов обязательных работ.
Произошло это на Красной площади, где леваки развернули свой флаг в ходе в принципе дозволенного властями поминального подхода КПРФ к могиле Сталина и Мавзолею Ленина.
Это событие совпало с решением руководства Компартии выдвинуть кандидатом в президенты старейшего депутата Госдумы Николая Харитонова. Удальцов это стал критиковать в Сети буквально самыми нелестными словами, обещать, что теперь будет создаваться более радикальная левая организация, грозить тем, что настоящие коммунисты скорее всего выступят за бойкот избирательной кампании. В те же дни координатор ЛФ стал частым гостем всевозможных оппозиционных YouTube-эфиров. И, например, неоднократно высказывался в поддержку Стрелкова. Напомним, кстати, что Удальцов, похоже, уже сильно испортил отношения с КПРФ и тогда, когда настаивал на проведении праймериз для определения наиболее яркого левопатриотического кандидата. Стрелков был среди фигурантов предварительного голосования – и именно из-за него оно сорвалось. Якобы из-за давления силовиков, но на самом деле, очевидно, по требованию руководства КПРФ. Последнему Удальцов, видимо, перестал быть нужным, хотя его супруга пока остается в депутатах Госдумы. Впрочем, в одном из своих выступлений муж Анастасии Удальцовой фактически открыто дал понять, что у него есть политические претензии и к собственной жене.
Поэтому коммунисты, вполне возможно, станут бенефициарами ареста Удальцова в первую очередь, хотя вряд ли это «прорулил», скажем, сам лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Но ситуация очень напоминает историю с бывшим лидером московского горкома Валерием Рашкиным. В уголовном «деле об убийстве лося» родная партия его вроде бы активно защищала, а потом разом лишила всех постов, когда власть выкинула того из депутатских рядов. Теперь что-то подобное сразу же стало закручиваться и вокруг Удальцова: дежурные слова о безусловной поддержке прозвучали, после чего наступило информационное молчание. Это также напоминает о том, как моментально образовалась пустота вокруг Стрелкова, едва он был отправлен в СИЗО по обвинению в экстремизме. Только узкий круг соратников во главе с женой бывшего министра обороны ДНР тогда остались верны.
Как раз 11 января процесс над Стрелковым возобновился, были допрошены свидетели обвинения. Часть из них, по заверениям адвокатов, дали показания о невиновности фигуранта. 12 января слушания в закрытом режиме продолжатся, но главное покажут, будет или нет ускорение данного дела. Если речь действительно идет о своего рода стерилизации этой части электорального спектра, то процесс должен завершиться достаточно оперативно. Чтобы в разгар президентской кампании уже никого не будоражить. Поэтому, с одной стороны, активизация суда над Стрелковым и арест Удальцова – это, наверное, совпадение. Однако с другой стороны, явно не случайно под удар попадают свободные радикалы из противоположных политических лагерей, которые вроде бы патриотично поддерживают СВО, но одновременно и критикуют власть именно по этой повестке.
Судя по всему, можно предположить, что такие ставшие лишними фигуры сейчас просто убираются с доски теми методами, которые теперь стали общераспространенными. Власть, очевидно, прежде всего беспокоят те активисты, в которых заложен потенциал для разжигания уличных протестов. Ранее по этой причине были нейтрализованы как навальнисты, так и в целом либеральные критики Кремля, а ныне руки, похоже, дошли и до временных попутчиков власти.
***
За происходящим вокруг Удальцова наблюдают авторы общественно-политические Telegram-каналы.
«Когда Удальцова, кстати, осудили в прошлый раз, товарищ Зюганов не то чтобы гневно клеймил приговор, а аккуратненько высказывался в том духе, что осудили потому, что просто связался не с той компанией. Тем больше интриги во всем, что со стороны коммунистов будет звучать и делаться по теме сейчас», - пишет «Адекват».