Депутат Ирина Панькина не расстается с Уголовным кодексом даже на заседании Госдумы. Фото с сайта www.duma.gov.ru
За поправки в Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный (УПК) кодексы о расширении оснований для конфискации имущества 24 января проголосовали 395 депутатов Госдумы. Именно столько их и подписалось под законопроектом, который был быстро принят в первом чтении, а в целом будет одобрен уже на следующей неделе. Тех граждан РФ, кто плохо отзывается о своей стране, а тем более делает это из-за границы, на Охотном Ряду прямо называют «предателями и негодяями». При этом выяснилось, что соответствующие меры против них разрабатывались с весны прошлого года, а ныне они поддержаны в десяти государственных ведомствах.
Курировала подготовку соответствующего законопроекта вице-спикер Ирина Яровая по прямому поручению председателя Госдумы Вячеслава Володина. Об этом сама Яровая заявила в докладе о тех поправках в УК и УПК, которые создадут ловушку для всех нелояльных властям и государству граждан России. Все дело в том, что предполагаемая в отношении них конфискация средств и имущества, которая станет итогом тех или иных уголовных дел, не оставляет возможности какого-либо маневра.
Например, пояснила Яровая, а вслед за ней – и первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Ирина Панькина, конфискацию предлагается осуществлять в двух формах. Первая – это изъятие имущества, которое появилось в результате преступной деятельности. Вторая – это переход под контроль государства тех средств или материальных ценностей, которые представляют собой источник финансирования или инструмент преступлений. Короче говоря, тот фигурант уголовного дела, которое теперь можно будет сопровождать конфискацией, от нее никуда не денется.
Отнять нажитое можно будет или по одному, или по другому основанию. Напомним при этом, что и сейчас в УК написано, что если третьи лица, которым перешло право на подозрительное имущество, заведомо знали о его происхождении или предназначении, то конфисковать можно и у них. И, конечно, в УПК есть еще институт ареста ценностей на время предварительного следствия, чтобы никто никуда свое добро не переправил. Напомним, что речь идет о пресловутых «политических» преступлениях вроде дискредитации армии или сомнениях в территориальной целостности РФ, а также преступлениях против безопасности, понимаемых достаточно широко. А есть еще и экстремистские статьи, по которым судят даже и за лайки в соцсетях.
Между тем в ходе думской дискуссии точно выяснилось, кто первым может подпасть под новые рестрикции. Как оказалось, на норме о лишении фигурантов вышеуказанных статей званий и наград настаивал комитет Госдумы по культуре. Следом, судя по всему, подтянутся политэмигранты из числа оппозиционеров – все сплошь и так иноагенты. Кстати, прямо с трибуны ГД прозвучала инициатива все-таки контролировать и родственников такого рода граждан РФ. «Как показала существующая практика, мер борьбы с негодяями было недостаточно. Они живут безбедно, сдавая в аренду недвижимость, продолжая получать гонорары за счет российских граждан. Направляют эти средства на поддержку нацистского режима. Позволяют себе публично лить грязь на нашу страну. Находясь за границей, чувствуют свою безнаказанность, полагая, что правосудию до них не дотянуться», – вот так описал ситуацию спикер Госдумы. Сразу же после голосования в первом чтении Володин написал в своем Telegram-канале: «Принятое решение должно остановить тех, кто совершает преступления против безопасности нашей страны, считает возможным оскорблять наших граждан, солдат, офицеров, поддерживает нацистов».