Сергей Бабурин решил не конкурировать на выборах с действующим президентом. Фото РИА Новости
Председатель Российского общенародного союза (РОС) Сергей Бабурин после сдачи подписей в ЦИК для регистрации кандидатом в президенты сразу от них отказался, призвав избирателей поддержать Владимира Путина. Похоже, отменится и регистрация остальных претендентов, некоторые из которых уже снялись с гонки. И поэтому на вопрос, какой сценарий кампании реализуется Кремлем, скорее всего возможен лишь один ответ. Это все-таки референдум о доверии действующему лидеру, а тогда, значит, становится важен каждый голос и процент. Так что вариант бюллетеня лишь на четверых выглядит все более реальным.
Эффектную пресс-конференцию Бабурин провел 30 января прямо в здании ЦИК, куда он приехал с подписными листами. Несостоявшийся кандидат сообщил, что участвовать в выборах не намерен, а собранными автографами поддерживает выдвижение Путина. «Нельзя дробить власть в условиях противостояния с Западом, раздвоения патриотических сил быть не должно. РОС принял решение поддержать национального лидера», – заявил Бабурин.
Кстати, он привез в Центризбирком 19 коробок с подписями, столько же накануне сдал и лидер «Коммунистов России» Сергей Малинкович. О его решении по поводу участия в выборах пока неизвестно – в отличие от выдвиженки от Демократической партии России (ДПР) Ирины Свиридовой, которая подписные листы просто решила не представлять. Однако глава ДПР Александр Зорин не преминул подчеркнуть, что партия отказывается от выдвижения не по умолчанию: «С утра мы побывали в штабе президента РФ и передали наказы избирателей. Их было несколько тысяч, но мы сформулировали более 100. ДПР на выборах поддержит кандидата Путина».
Таким образом, ЦИК 31 января ждет коробок еще от четверых претендентов: лидера Российской партии свободы и справедливости Андрея Богданова, представителя «Гражданской инициативы» Бориса Надеждина и двоих самовыдвиженцев – Рады Русских и Анатолия Баташева, которым нужно принести не 100 тыс. подписей, а, как и Путину, в три раза больше. График на последний день приема установлен такой: в 10 часов – Богданов, Надеждин – в 12 часов, хотя ранее планировалось на 14 часов, в 15 часов – Баташев, в 17 часов – Русских.
Источник «НГ» из штаба Бабурина сообщил, что в окружении кандидата не все поняли сделанный тем шаг, ведь более солидным было бы пройти регистрацию, а уже потом сняться с выборов. Но суть позиция Бабурина ясна: «Сейчас патриотическая повестка закреплена за президентом. Если бы Бабурин пошел на выборы, то получается, что он бы только повторял за ним. Синхронность и направленность высказываний двух партий, уже отказавшихся от кампании, между тем как бы намекают на то, что это вовсе не было экспромтом. А значит, вполне возможны и дальнейшие отказы – как добровольные, так и принудительные. Похоже, что вроде бы отложенный сценарий выборов как референдума о доверии одному кандидату опять актуализирован. Следовательно, все более вероятным становится вариант бюллетеня из четверых кандидатов, уже получивших регистрацию.
Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Очевидно, в администрации президента получили результаты полевых социсследований и сейчас наконец прорабатывают сценарий кампании. Видимо, у Бабурина зафиксирован нежелательный переток голосов от главного кандидата. А на этих выборах важна каждая деталь, курочка по зернышку клюет. Ведь должна быть сокрушительная и безоговорочная победа, причем большая, чем на выборах-2018, как по голосам, так и по процентам. И для этого необходимо снять все сомнения и потенциальные риски». Обухов, правда, заметил, что тогда, например, Малинкович не опасен для Путина, отнимая голоса у кандидата КПРФ Николая Харитонова, но вот Богданова часть лояльной власти аудитории может счесть еще одним своим кандидатом. Надеждин у Путина голоса точно не отнимет, но может консолидировать протестный электорат, явка которого уменьшит президентский процент.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что «жест Бабурина – символический», поскольку тот как бы представляет «сердитых патриотов». «Теоретически после посадки Стрелкова Бабурин мог бы стать для них точкой сборки. И хотя за него проголосовало бы минимальное количество избирателей, но действительно важен каждый процент. А теперь Бабурин вроде бы как возвращает эту аудиторию президенту, сигнализируя, что у патриотов нет претензий к президенту». И хотя эксперт напомнил «НГ», что Бабурина вполне могли бы не зарегистрировать и по подписям, но тогда бы его жест не выглядел таким широким, к тому же могли возникнуть разговоры о том, что его элементарно подкупили. И Калачев полагает, что вряд ли в администрации президента лежит готовый сценарий кампании: «Нет единого центра принятия решения и пресловутой вертикали власти. По факту есть борьба башен и ситуативное перетягивание каната электоральной повестки – сегодня к президенту зашел представитель одной группы, а завтра пробьется другой». Однако регистрация всех троих оставшихся партийных кандидатов действительно под вопросом.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «НГ»: «Такой шаг Бабурина опрометчив, непонятно, зачем было тратить деньги и ресурсы для кампании, от которой он сам отказался. По форме он вроде бы проявил гиперлояльность, но, по сути, своими действиями нанес удар по легитимности избирательного процесса. Это очень плохая услуга президенту, без значимых спикеров кампания теряет конкурентность и превращается в референдумный процесс. А того, в свою очередь, легче дискредитировать извне». Поэтому эксперт дал остальным кандидатам такой совет: «Вы либо не начинайте кампанию, либо участвуйте до конца. Потому что иначе ваши действия приводят избирателя к разочарованию». По мнению Мухина, окончательный сценарий выборов пока не определен, поэтому неожиданности еще возможны. Но все-таки экстраполировать ситуацию с Бабуриным на других кандидатов не стоит, их регистрация вполне возможна.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ»: «Судя по всему, сценарий пишется прямо по ходу, и так же делаются правки». Он согласен, что Бабурин заходил на поляну главного кандидата, апеллируя к «рассерженным патриотам», которых мог бы консолидировать сам главный кандидат. Но при этом все же нельзя считать, что началась массированная зачистка участников кампании, подход к ним все-таки дифференцированный. «К примеру, Малинкович, бравируя красными знаменами и серпом с молотом, никак не мешает Кремлю, как и масон Богданов. А Бабурин снялся скорее всего потому, что у него проблема с подписями, но он решил это политически капитализировать», – заметил Макаркин. Тем не менее регистрация и других кандидатов оказывается под большим вопросом, прежде всего Надеждина и Богданова.
За эпопеей со сдачей подписей следили и авторы российских Telegram-каналов. «Сергей Бабурин сделал финт ушами - принес в ЦИК 19 коробок с подписями за свое выдвижение в президенты и тут же заявил, что баллотироваться не будет, - отмечает «Мейстер». - Как нетрудно заметить, Бабурин технично слился с проверки своих подписей, которых никто собственно и не увидел – коробок они не покинули. Разыгранный им спектакль должен был убедить всех, что у него еще есть политический капитал, а также запал патриотизма, требующий от него жертвенно отказаться от борьбы во имя сплочения нации. Как итог, теперь немногочисленные сторонники Бабурина точно не пойдут голосовать за Харитонова, так что последнему снятие Бабурина никакой радости не доставит».
«Турчак заявил, что всего в поддержку Путина собрано 3,5 млн подписей. Сделан акцент на том, что силами ЕР из этого количества собрали 2,1 млн подписей, - отмечает «Темник». - Ожидаемо единороссы не могли не проявить старания в сборе. Ведь это и мобилизация электората, региональной сети партии, а также вклад в нужный образ кандидата».